На минувшей неделе в ОКЦ сенатор Анатолий Лисицын представил передвижную выставку, обрисовавшую итоги 4 лет работы международных гуманитарных проектов «Долг Отечества» и «Память Отечества».
Они направлены на сохранение отечественного историко-культурного наследия и увековечение памяти незаслуженно забытых героев Первой мировой войны, столетие с начала которой мы отметим в следующем, 2014, году.
— Война, которой нет в нашей истории, нет в наших учебниках. На территории России нет даже места, куда бы можно положить цветы в память о воинах, погибших в той войне. А погибло около трех миллионов русских солдат… — Анатолий Лисицын сразу обозначил болевую точку общественного сознания.
Всего в боях с обеих сторон участвовали 70 миллионов человек, 10 миллионов погибли. Тем не менее, в нашем государстве об одном из самых кровопролитных конфликтов в истории человечества вспоминать как-то не принято. В советские годы на Первую мировую повесили ярлык «империалистическая». И, казалось, вместе с заброшенными захоронениями русских солдат кучно зарастала травой народная память.
Да и совесть тоже.
— В Белграде я случайно наткнулся на заброшенное кладбище, где захоронены наши солдаты и эмигранты. Оно находилось в запустении и имело удручающий вид. Особенно в контрасте с благоустроенными кладбищами итальянцев, французов, немцев, которые находятся рядом. Мне стало обидно. Ну как же так ¬ в центре Европы одно из самых крупных захоронений Первой мировой войны, и никто не обращает внимания на его бедственное состояние?! Я решил взяться за это дело. Но в одиночку, конечно, было не справиться. И я стал искать союзников, — рассказывает Анатолий Иванович.
На кладбище «Ново гробле» в Белграде находится 741 могила наших соотечественников — солдат и офицеров Первой мировой, здесь покоятся три адмирала и 124 генерала Русской армии, два из них — из Ярославской области.
Восстановление Русского некрополя стало для Анатолия Лисицына делом чести. Его и раньше волновала тема историко-культурного наследия. Именно она стала одним из главных направлений деятельности Фонда Анатолия Лисицына, который бывший губернатор создал, как только покинул кресло руководителя региона.
Одной из приоритетных задач для Фонда сразу стала реконструкция исторической памяти России и сохранение ее репутации в мире как великой державы, не забывающей своих воинов. Белград стал точкой отсчета международных гуманитарных проектов «Долг Отечества» и «Память Отечества».
Итак, к проекту «Долг Отечества» по восстановлению Русского некрополя присоединилось Подворье РПЦ в Белграде. Однако продираться к намеченной цели через кабинеты бюрократов, комитеты равнодушных функционеров даже сенатору оказалось не так-то просто. На это потребовались время, силы, нервы. Видимо, слишком для многих «высоких лиц» тысячи могил наших прадедов, погибших за Родину, — лишь грязь под каблуком.
В конце концов, когда дело, казалось, никак не сдвинется с мертвой точки, нашему земляку удалось «достучаться до небес»:
— Я воспользовался одним из заседаний Совета Федерации и напрямую обратился к президенту: через полтора года исполняется сто лет с начала Первой мировой войны. Не пора ли вернуть память, отдать дань уважения русским солдатам?!
Президент отреагировал моментально, выделил 2 млн. евро на реконструкцию захоронений в Сербии. И дело пошло. На сегодняшний день Русский некрополь в Белграде приведен в порядок. Могилы воинов приобрели аккуратный вид, восстановлены Иверская часовня и памятник императору Николаю II и русским воинам, погибшим на Балканах во время Первой мировой войны.
На этом реконструкция исторической памяти не закончилась. География проектов Фонда Анатолия Лисицына охватила Западную Украину. В настоящее время подписано соглашение о восстановлении памятника русским солдатам, погибшим в австро-венгерском плену в годы Первой мировой войны в украинском городе Хуст.
В Карпатах, Львовской области, на Волыни — там, где шли сражения и лилась кровь, сейчас ведется поиск воинских захоронений, их благоустройство и паспортизация — причем вне зависимости от того, русское оно, немецкое или австрийское. Такие экспедиции проводятся ежегодно. Их участники — русские и украинцы, много молодежи, скауты из объединения «Галицкая Русь» — словом, те, для кого эта война, а значит, и история — действительно не посторонние. Все они — волонтеры. Объясняя, почему люди отправляются в горы и леса, занимаются поисковой работой, ищут имена павших в архивах и не требуют за свой труд звонкой монеты, Анатолий Лисицын сказал, что людям, молодежи стыдно за то, что происходит — за невнимание и равнодушие со стороны государства к памяти о своих воинах.
В августе 2010 года на горе Говерла на высоте 1500 метров волонтерский отряд обнаружил остатки воинского некрополя 1917 года. Три братские могилы с останками воинов Российской империи и 44 — солдат Австро-Венгрии приведены в порядок. Далее состоялись экспедиции в местах сражений Карпатской операции 1915 года близ города Сколе Львовской области, Брусиловского наступления 1916 года в Карпатах, на Волыни. И везде силами волонтерских отрядов захоронения благоустраиваются, воскресает из небытия память о незаслуженно забытых героях.
— Теперь у нас есть 21 фамилия погибших в той войне, — обозначил итоги одной из экспедиций сенатор. — Один солдат оказался из Мышкинского уезда. Но найти его родственников, потомков пока не удалось, поскольку деревни — места призыва — сейчас уже не существует. Эта работа продолжается. Мы будем делать все необходимое для того, чтобы история стала достоянием общественности.
Маршрут новой экспедиции вновь пройдет по местам боев в Западной Украине. Узнать о ней подробно можно на сайте www.nepo100rat.com.