Чтобы подготовить книжную новинку, посвященную пряничным доскам, рыбинский издатель Алексей Алексашин и фотограф Сергей Метелица отправились в экспедицию на Русский Север.
Русский Север – понятие не только географическое, но и в не меньшей степени этнографическое. И вроде бы все мы русские, но уклад, обычаи северян отличаются, к примеру, от наших, поволжских. Тут свою роль сыграл и суровый климат, и смешение культуры славян-переселенцев с коренными финно-угорскими племенами. Эти отличия для исследователя представляют интерес особый. Касаются они и праздничных традиций, в том числе обрядовой выпечки. А печатный пряник, как известно, занимал на праздничном столе центральное место. Его пекли на свадьбы, без него не обходились церковные торжества и даты. И доски, с которых печатались пряники, на Севере особые. За ними-то и отправилась рыбинская экспедиция – узнать поближе, разглядеть в подробностях и рассказать об уникальном феномене своим читателям.
С этой целью руководитель издательства «Оффицина» Алексей Алексашин и фотограф Сергей Метелица исколесили Вологодскую и Архангельскую губернии. Каргополь, Вельск, Архангельск, Тотьма, Устюжна, Кижи, Малые Корелы… Одни названия какие – словно так и веет от них снегами, хвойником, скупой и строгой северной красотой. Побывали рыбинцы в местных краеведческих музеях и музейчиках. И как оказалось, тема пряничных досок абсолютно не изучена там местными исследователями. Из запасников доставали музейщики запыленные пряницы и сами удивлялись: ух ты какие! «Мы, можно сказать, подтолкнули северян к тому, чтобы пристальнее приглядеться к своим корням. А приглядеться есть к чему – северный этномир богат и уникален, — рассказывает Алексей Алексашин. — Здешние мастера любили изображать на пряницах коней, различных лесных зверей, рыб и птиц, коими так богаты местные леса. Яркая народная фантазия поселила на досках мифических существ, сказочные сюжеты.
Пряничные доски резались искусными мастерами для ярмарок в Великом Устюге, Архангельске, Устюжне. А потом торговцы-коробейники разносили их по городам и весям, в глухие деревеньки. Самая северная пряничная доска была найдена аж на Новой Земле. Это поразительно, ведь и сейчас северные расстояния впечатляют бывалого путешественника: от одного города до другого приходилось добираться едва ли не сутки. Но оно того стоило», — уверен издатель.
Результат экспедиции — новая книга о пряницах. Она полностью готова к печати и появится в продаже уже к концу лета. Издание продолжает серию, посвященную изучению и возрождению русского этномира. Ранее в свет уже вышли альбомы о пряничных досках, хранящихся в Рыбинском музее-заповеднике и в Ростовском кремле. Однако на этот раз готовится не просто каталог пряничных досок, «северная» книга включает в себя путевые зарисовки, фотографии. Сергей Метелица сделал десятки отличных снимков высоченных крестьянских изб двухсотлетней давности, деревянного зодчества, нетронутой северной природы.
Вступительную статью взялась написать Татьяна Онучина – историк из Архангельска и к тому же мастер пряничного дела. Она печет пряники по старинным северным рецептам – большие размером, расписные, с глазурью. Интересно, что северный пряник отличался от нашего, волжского. В тех краях, где пшеница не вызревала, хозяйки традиционно пекли пряники из ржаной муки, с медом и специями.
«Мы не претендуем на академическую научность и всеохватность подхода, — отмечает Алексашин. — Мы пытаемся обратить свой взгляд к нашим корням, причем так, чтобы это было интересно современному читателю».