С конца июня на 6 перекрестках в Москве и на 4 в Белгороде начался эксперимент, разрешающий поворачивать направо на красный свет.
О такой возможности свидетельствует прикрепленная к светофору табличка с зеленой стрелкой и надписью «Уступи всем, и можно направо».
— Около двух лет назад мы встречались с Владимиром Путиным, я рассказал ему об идее правого поворота на запрещающий сигнал светофора, и он дал поручение ГАИ проработать этот вопрос, — говорит руководитель Probok.net Александр Шумский. — Мы в свою очередь опрашивали водителей и выяснили: в Москве можно установить «зеленые стрелочки» не меньше чем в сотне мест. Правда, пока еще не все согласны с новшеством — примерно 20 процентов участников движения выступают против.
Для эксперимента специалисты выбирали участки дорог с хорошей геометрией, с хорошей видимостью, с максимальной безопасностью для пешеходов. На всех перекрестках, кроме одного белгородского, нет зебр. «Это сделано специально, чтобы не экспериментировать над пешеходами, нам крайне важна безопасность участников дорожного движения», — говорит Александр Шумский.
Нужно убедиться, что такой способ регулирования не увеличит количество аварий. Итоги эксперимента будут подведены до конца года. Если новшество признают успешным, правый поворот на красный пропишут в Правилах дорожного движения.
Как быть, если в случае аварии страховая компания задаст резонный вопрос: почему водитель поехал на красный свет, ведь «зеленая стрелка» не закреплена в нормативах?
— В Правилах дорожного движения сказано: водитель обязан уступить дорогу непосредственно транспорту, следующему в поперечном направлении, и пешеходам, пересекающим это направление, — отвечает заместитель начальника Управления ГИБДД Москвы Евгений Ефремов. — Можно считать, что новый знак с зеленой стрелкой — это та же правоповоротная секция, работающая в постоянном режиме, только не электронная. Если у страховой компании возникнут вопросы, мы ответим: да, проводится такой эксперимент, правоповоротная секция выполнена в более экономичном, энергосберегающем варианте — на металлическом щите (новый знак стоит 300 рублей, а обычные секции — 5 тысяч). Это не противоречит правилам проезда перекрестков. Страховщики должны возместить ущерб.
Между тем «зеленые стрелки» могут стать первым резонансным новшеством в череде последующих. Транспортники уверены: многие нормативы устарели и подлежат пересмотру.
Предложений по совершенствованию нормативов в области организации движения очень много, продолжает глава ведомства. Так, сейчас отрабатывается идея пересечения пешеходами наземного перехода по диагонали, а не буквой «Г», как сейчас. Кроме того, специалисты просчитывают возможность уменьшения ширины полос на дорогах.
А КАК У НИХ?
Правый поворот на красный действует в западных штатах США более полувека, тогда как восточные штаты приняли его в 1970-е для экономии горючего.
Все 50 штатов разрешают правый поворот на красный с 1 января 1980 года, кроме случаев, когда данный маневр явно запрещен. В 1992 году правый поворот на красный был закреплен в федеральном законе. В Канаде (за исключением Монреаля) правый поворот на красный свет разрешен после полной остановки во всех местах, где это явно не запрещено знаком.
По данным исследования компании «Геолайф», при разрешении правого поворота на красный пропускная способность дороги может увеличиться почти на четверть.