Впервые за минувшие двадцать лет в июле на судостроительном заводе «Вымпел» состоится закладка морского судна нового поколения на подводных крыльях — «Комета-120М». Об этом объявлено на Международном военно-морском салоне в Санкт-Петербурге. Это революционное событие не только в отечественном, но и в мировом судостроении.
Надо отметить, что альтернативы скоростным судам в очень многих регионах планеты просто нет, потому что есть государства со множеством островов. Добираться от одного к другому классическими плавсредствами — это тратить часы. На подводных крыльях можно «долететь» за десятки минут. А взять великие сибирские реки. Там нет ничего более выгодного и удобного для перевозки людей и грузов, чем скоростными судами. Но их там нет, так как выпуск прекратился с распадом СССР.
Казалось бы, если это так выгодно, то по законам рынка суда на подводных крыльях давно должны были заполнить весь мир. Проблема в том, что спроектировать подводное крыло гораздо сложнее самолетного, которое работает в воздухе. И просчитав стоимость проектирования, а потом строительства, западные судовладельцы решили в подводные крылья не вкладываться.
В СССР с затратами не считались. Надо — сделаем. И сделали! Еще в середине ХХ века мы получили фору, которая и в третьем тысячелетии позволяет лидировать. Однако западные конкуренты-судостроители делали все, чтобы блокировать вхождение наших крылатых судов на мировой рынок.
Злую шутку сыграло и советское качество. Суда на подводных крыльях — «Метеоры» и «Кометы» — в большом количестве закупили Греция и КНР. Казалось бы, пришло время обновить парк. Так нет же! Собранные в СССР, они исправно работают и даже не ржавеют спустя десятилетия после выпуска.
Но время все равно возьмет свое. По словам гендиректора и главного конструктора ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева Сергея Платонова, «Комета-120М» в сравнении с классической «Кометой» — это скоростной «Сапсан» и старая электричка.
В судах нового поколения применены если не космические, то авиационные технологии. Даже кабина управления «Кометы-120М» напоминает кабину пилотов самого современного авиалайнера. В новом проекте широко используются беспроводные коммуникации связи и управления. Это позволило сэкономить по весу несколько тонн, так как раньше использовались толстые медные кабели да еще в свинцовой оболочке. Плюс к этому композиционные материалы. Снижение массы судна дало возможность уменьшить осадку, что позволило сделать крылья нового профиля, а значит, повысить скорость и мореходность. Комфорт пассажиров лучше, чем в американском суперсамолете — «Лайнере мечты». Шум работы двигателей уменьшен в разы.
«Комета-120М», рассчитанная на перевозку 120 пассажиров, спроектирована в двух версиях — для использования в пресной речной воде и соленой морской. Конструктивно они похожи, но отличаются антикоррозионной защитой и размерами крыльев — в морской версии они по площади и осадке больше. Скорость до 60 узлов — более 100 км/час. Судно очень экономично. Срок окупаемости — не более пяти лет, а срок службы — не менее двадцати пяти.
Разработано и более мощное судно на подводных крыльях вместимостью 250 человек — «Циклон». Это — ближайшая перспектива.