В июле прошлого года после 18 лет переговоров Россия официально стала членом Всемирной торговой организации. Время дискуссий прошло, в переходный период на ближайшие 5¬6 лет предстоит сделать очень много, чтобы в условиях жесткой конкуренции смогли выжить наиболее проблемные отрасли, в том числе сельское хозяйство.
Первый год в ВТО мы уже «отыграли». Что изменилось в российском и региональном сельском хозяйстве? Каков прогноз на ближайшие годы и что будет заложено в новую областную программу поддержки аграрной отрасли до 2020 года? Об этом нашему корреспонденту рассказали заместитель губернатора Ярославской области Михаил Боровицкий и депутат Ярославской областной Думы Алексей Окладников.
— ВТО дает России и плюсы, и минусы. Уже в первой половине этого года пожинаем проблемы. Изза снижения ввоз-ных пошлин резко упали цены на свинину, что привело к ухудшению экономики свиноводческих хозяйств, — рассказывает заместитель губернатора Михаил Боровицкий. — В России не выстроена система таможенного тарифного регулирования и не отслеживается экономическая ситуация на рынке тех или иных видов продукции. Рынок нужно регулировать так, чтобы к нам не попадала высокосубсидированная продукция из-за границы. Нашим продуктам, лишенным адекватной поддержки, конкурировать с импортом сложно. Еще в апреле по решению Правительства в свиноводство области должны были поступить 26 миллионов рублей федеральных субсидий, это половина месячных затрат отрасли на приобретение кормов. Уже июль, а денег нет. В области было принято аналогичное решение, и через полторы недели отрасль уже получила 26 миллионов рублей из регионального бюджета.
ВТО заставит товаропроизводителя использовать новые современные технологии, которые резко снижают себестоимость продукции за счет увеличения производительности труда. В этом мы существенно отстаем. Если в птицеводстве целый ряд предприятий уже соответствует уровню Европы, по свиноводству к нему стремятся, то в молочном животноводстве и растениеводстве — технологический провал. И здесь прогноз простой: те, кто в течение ближайших 5 лет пойдет через техническое перевооружение и модернизацию, будут работать дальше, кто не сможет, тот прекратит свою деятельность.
Без поддержки государства самостоятельно этот технологический рывок аграрной отрасли не сделать. Причем это не помощь в общепринятом смысле. Субсидии, дотации в сельское хозяйство — это способ межотраслевого экономического регулирования. Природа отрасли такова, что обмен на рынке сельхозпродукции и той, что сельское хозяйство потребляет, неэквивалентный. И если общество хочет получать продукцию отечественных предприятий, мы должны этот рыночный баланс поддерживать, иначе сельское хозяйство придет в упадок.
В России с учетом ВТО изменились формы поддержки отрасли. С этого года введена погектарная федеральная субсидия — на каждый гектар обрабатываемой земли хозяйство получает по 300 рублей, и эта цифра, возможно, вырастет до 500 рублей. В Европе погектарная субсидия как основная форма господдержки составляет порядка 500 евро, то есть в сорок раз больше! И как тут конкурировать? Для наших хозяйств «погектарка» — лишь для оплаты текущих расходов. Чтобы стимулировать технологический рывок в отрасли, Ярославский регион сохраняет возмещение процентной ставки по кредитам на приобретение техники, технологий, племенного скота, семян лучших сортов и гибридов. Почему это важно? Вопервых, те, кто обновляют технологии, несут особую нагрузку. Если построена новая ферма с современным оборудованием, затраты на строительство и модернизацию добавят к себестоимости литра молока 4-5 рублей. Но закупается молоко по одной цене, рынок этих расходов не учитывает! Таким хозяйствам государство должно подставить плечо.
Вовторых, российский потребитель все чаще выбирает в магазине именно отечественные продукты, которые дороже, потому что они натуральные. Дешевый импорт в красивой упаковке очень часто напичкан искусственными заменителями, отнюдь не полезными для здоровья. Так что со вступлением в ВТО, вопреки мнению его сторонников, российский потребитель проигрывает. Половина молодежи у нас страдает заболеваниями желудочнокишечного тракта, потому что питается некачественными продуктами. Так что поддержка здорового питания — это уже национальная идея.
В прошлом году мы запустили интересный проект — мониторили качество молочных продуктов в крупных торговых центрах области. Оказалось, более 60% из них некачественные! Результаты выложены на сайте департамента АПК. Теперь такой проект планируем и по мясу, чтобы люди знали «черный список». Данный мониторинг хотим включить в новую региональную программу развития АПК.
В этой программе мы надеемся совместить федеральные и областные формы поддержки, которые бы позволяли не просто держаться на плаву, а обеспечить опережающие темпы развития отрасли в сравнении со средними по стране. Для слишком урбанизированной Ярославской области это крайне актуально, потому что у нас сильнейший перекос в сторону городского населения, сельского населения всего 18%, и оно постоянно сокращается. Мы не можем себе позволить слабое аграрное производство.
У развитого сельского хозяйства должно быть «две ноги». Одна — это конкурентное производство, в котором приобретены и освоены лучшие технологии. Вторая — полноценная социальная сфера и инфраструктура на селе. Каждый год в области должно прибывать до 10 сел и поселков, в которых есть неизменные атрибуты цивилизации: дорога, газ, жилье, школа, музыкальная школа, детсад, дом культуры, больница, библиотека, магазин. На предприятии с высоким уровнем технологии не может работать кто попало, нужны люди с очень серьёзными компетенциями, которые непременно захотят трудиться на селе. Значит, здесь должны быть хорошие условия работы, высокая зарплата, достойное жилье, соцсфера. Ярославская область в последние 6-7 лет во многих направлениях была пионером, и нашу систему поддержки, в том числе молодых специалистов на селе, брали за основу на уровне федерации. Вопрос в том, что эти меры должны быть массовыми, чтобы изменить ситуацию в корне.
Несомненный плюс ВТО в том, что открыт путь на международный рынок для российской аграрной продукции. Пока еще ни одно хозяйство в области не стало экспортером, идет подготовка нормативной базы и отработка механизмов. При этом нужно понимать, что в Европе нас не ждут и выстраивают барьеры для нашей продукции. Вот здесь и нужна адекватная поддержка государства.
— Главная примета текущего года — спад производства и серьезное уменьшение рентабельности в аграрном производстве, — к разговору подключается депутат облдумы Алексей Окладников. — И тому есть ряд причин. Увеличение вдвое цены на зерно в 2012-13 гг. поставило на грань выживания свиноводство и птицеводство, где комбикорм составляет до 80% себестоимости продукции. Свиноводы получили ценовые ножницы, т.к. были отменены ввозные пошлины на 15% в связи со вступлением в ВТО (с 20 до 5%), упала цена реализации. Вот уже двойной негативный эффект. По молоку с ростом всех издержек (комбикорм, энергетика, зарплата) фактически цена на молоко не выросла, молочное производство в области сработало на 60% с отрицательным результатом. В этом году лишь одно молочное предприятие Рыбинского района 1 квартал закончило с прибылью лишь благодаря тому, что продает собственную готовую продукцию в розницу, с минимальными издержками на переработку.
Ситуация сложная, по свиноводству время «Х» наступит очень скоро. В Белгородской области два огромных свинокомплекса свернули товарное производство и оставили только репродуктивное стадо. Если не будет щадящей цены на зерно, в течение года яичные и бройлерные птицефабрики могут остановиться.
А прогнозы по ценам на зерно нового урожая у меня оптимизма не вызывают — рубль падает, валютные продажи зерна становятся интереснее, значит, цены на внутреннем рынке будут высокими.
Система поддержки должна строиться на отрегулированных рынках — по цене на готовую сельхозпродукцию (молоко, мясо), — которая должна окупать издержки производства. Правительство, планируя господдержку, должно анализировать положительные практики передовых хозяйств. А получается, что в итоге мы поддерживаем торговлю, потребителя, а не производство. Инвестиции в развитие аграрных предприятий еще недостаточны, поэтому у сельского хозяйства в Думе и в правительстве должно быть сильное лобби.
Как отрегулировать цены? Соотношением внутренней и внешней цены, пограничным регулированием в импорте и экспорте. Удачный пример — бройлерное производство. Госрегулированием из года в год сокращали квоту на ввоз продукции из-за границы, управляли размером пошлины, чтобы российские аграрники получали достаточно доходов. И всего за 3-4 года производство мяса бройлера на 100% закрыло потребность своими силами. Вот абсолютно правильный подход.
Со вступлением в ВТО произошло концептуальное изменение мер поддержки. С введением субсидирования на гектар пашни и на килограмм продукции животноводства была отменена льготная цена на топливо, и сегодня сельхозпредприятия приобретают его по оптовым рыночным ценам. Когда мы посчитали все меры поддержки в общем объеме, получилось, что в сравнении с прошлым годом он сократился на 120 миллионов рублей.
Я думаю, можно было бы вообще отменить субсидии, но отрегулировать рынок так, чтобы он давал себестоимость 10-15%. Это возможно. Опасение одно — удорожание продовольственной корзины, которая приведет к удорожанию жизни. Но в этом случае я считаю правильней поддерживать незащищенные слои населения и давать им эти деньги.
И тогда лет на 10-15 будет нормальный рынок и рентабельность, которые позволят планировать развитие аграрного бизнеса и реально вкладываться в отрасль. А когда рынок не дает возможность окупить прямые издержки, инвесторы не придут. Мне кажется, сегодня рискнут с нуля в АПК только мошенники или сумасшедшие.
Кризисные явления со вступлением в ВТО будут случаться чаще, но оперативного реагирования со стороны государства нет. Тем важнее поддержка местная, наши собственные действия, свои ресурсы. И в первую очередь важно сохранить те меры поддержки, которые уже показали значительный эффект в регионе. Это комплексный подход, который увязывает создание инженерной и социальной инфраструктуры на конкретной территории с наличием здесь развивающегося сельхозпредприятия.
Кадровый голод на селе помогут смягчить трудовые мигранты, и я очень надеюсь, что это будет миграция населения из города в деревню, причем на село поедут жить люди среднего возраста, к примеру, лет в 50 — грамотные, опытные, трудоспособные, которым можно доверить новые технологии. Уже сегодня 50 км до места работы для многих не проблема, тутаевцы едут в Ярославль или Рыбинск; «Ярославский бройлер», «Волжанин», «Залесье» собирают кадры из Рыбинска, Тутаева, Шашкова. И здесь им должно быть комфортно. Чтобы из города люди вернулись в село, там нужно строить жилье разной цены и комфорта, сдавать в аренду, расселять ветхие и аварийные дома. Стимулировать частное строительство, капремонт, развивать дорожную сеть и газификацию.
Отсюда и приоритеты новой программы, которая уже написана отдельными блоками, но сейчас мы детально прорабатываем ее конкретное наполнение. И что важно — какой бы она ни была, программа должна финансироваться на 100%. Предыдущая финансировалась сначала на 82%, потом сошлись на 67%-57%, в текущем году — меньше половины. И как аграрникам планировать свое производство? Пришло время спрашивать за выполнение программы и правительство, и сельское хозяйство.
И все же я жду позитива от вступления России в ВТО. Земли, пригодные для аграрного производства, должны работать. Международные профильные компании будут размещать здесь производство зерна, овощей со своими технологиями, заказом, сбытом. Земли свободной достаточно.
А вообще сельское хозяйство — не только источник продуктов, это общая территория жизни селян и горожан, это место отдыха, это родина наша, наконец! Город заинтересован в том, чтобы здесь были дороги, коммуникации, одним словом, цивилизация. Вот поэтому очень нужно, чтобы политика области по развитию сельского хозяйства, сельских территорий получила поддержку горожан.
Марина МОРОЗОВА
В Вашем рассказе господин Окладников видимо пускает пыль в глаза?
На самом деле этот чиновник делает всё для того, чтоб сельское хозяйство загибалось, а вместо того , чтобы его развивать, на совхозных полях, которые ему принадлежат в районе п.Майский-д.Малое Троицкое и д.Сельцы планируется продажа перевод земель из сельскохозяйственного назначения в земли иного спец.назначения и в последствии обустройства на них городского кладбища.Эти поля мелиорировали ещё наши деды, вокруг этих полей очень много населённых пунктов.Думаю, что в нескором будующем назреет социальный взрыв, т.к. народ против,и глава поселения тоже ппротив но областные районные власти все равно , вопреки воле народа пытаются протолкнуть проект.
Депутат с целью наживы готов разрушить совхоз и оставить поселок Майский без работы. Долой таких депутатов