Так можно сказать о ремонте улицы Чкалова в Рыбинске. Заказчик требует остановить работы и исправить недостатки, подрядчик упорно трудится и закатывает под асфальт несданные коммуникации, неутрамбованную подсыпку.
…Покупаешь в магазине красивую коробку. Дорого покупаешь, потому как снаружи выглядит все очень впечатляюще. А в этой коробке — сюрприз. Долгожданный и с высокой долей вероятности — качественный. Деньги-то уплачены немалые! И покупатель вправе ожидать не только красивой упаковки, но и добротного содержания.
В случае с дорогой по улице Чкалова аналогия напрямую работает только со словом «дорого». Стоимость контракта, который заключила администрация Рыбинска с ярославской фирмой «Автодор», — 63 миллиона рублей. Но «товар» в яркой и блестящей упаковке, «купленный» Рыбинском во время конкурса на работы, внутри оказался гнилой.
Из письма МБУ «Управление городского хозяйства» на имя генерального директора ООО «Автодор» Александра Наненкова:
«В третий раз напоминаем, что вами не соблюдаются условия контракта на ремонт автомобильной дороги по улице Чкалова. Заказчику до начала работы не предоставлены документы, подтверждающие качество материалов по отсыпке основания из песка, щебня, на устройство ливневой канализации, бортовой камень и на электромонтажные работы. При непредоставлении документов в срок до 10.06.2013 года будут приостановлены работы».
Прошело больше месяца. Документы не предоставлены, акты не подписаны. Однако работы продолжаются.
— Они кивают головой и делают по-своему, — говорит заместитель директора МБУ «УГХ» Алексей Зубов.
Из стоимости контракта — 63 млн — подрядчик получил всего около четырех миллионов рублей. Писем с требованием денег написано много. Но ответы заказчика сводятся к формулировкам: акты не подписаны, работы не сданы, выявлены нарушения. Однако машины с логотипом «Автодора» и других дорожных организаций, входящих в холдинг «Ярославль-2010», бодро гудят на ул. Чкалова, рабочие суетятся. И очередная порция асфальта надежно прикрывает от заказчика откровенную халтуру. Зачем? Зачем надо «Автодору» работать без оплаты и главное — без гарантии эти деньги получить?
— Мы подпишем только готовые качественные работы, — говорит Алексей Зубов. — И оплатим их только после сдачи очередного этапа. Но сегодня складывается впечатление, что «Автодор» намеренно игнорирует все наши требования и стремится все недостатки прикрыть асфальтом. А затем, когда исправить что-то уже будет невозможно, пользуясь ситуацией, попытается «вытрясти» с нас оплату по контракту.
Рыбинские чиновники не смогут увидеть и оценить качество сделанных «Автодором» коммуникаций — их последовательно закатывают под асфальт. У рыбинцев нет полного представления о том, какие материалы использует подрядчик. Зато есть отдельные данные, подтвержденные экспертизой. Например, о несоответствии требованиям контракта качества щебня. И еще о состоянии бордюрного камня, который можно оценить визуально: он разбит, швы между ними слишком широкие и замазаны цементом. А может, клеем. А может, еще чем-то, что недопустимо при строительстве дороги. Есть претензии и к качеству асфальта, который использует «Автодор». Еще в ходе проверок были обнаружены засыпанные гравием канализационные колодцы. И у заказчика нет никакой уверенности, что все колодцы приведены в рабочее состояние.
Эти и другие факты хорошо известны подрядчику. Однако работу на дороге, очевидно, может остановить только вооруженный ОМОН. На письма и заявления чиновников ярославские дорожники не реагируют. Они упорно строят дорогу, которая, возможно, провалится через год. А может, через полгода. Впрочем, тут и гадать не стоит. Некоторые участки уже провалились. В квартале от ул. Кирова до ул. Кольцова в свежем асфальте зияют ямы.
— Да, это только первый слой асфальта, — говорит Алексей Зубов. — Но мы уже видим, что подсыпка здесь не утрамбована, и этот асфальт нужно снимать и все делать заново.
Но заказчик считает одно, а подрядчик кивает головой и продолжает халтурить. Зубов рассказывает, как в один из дней, обнаружив явные недостатки, утром провели прямо на дороге совещание вместе с представителями «Автодора» и получили их согласие на остановку работы. А после обеда и дождя обнаружили как ни в чем не бывало громыхающую технику и суетящихся рабочих. И на стол директор МБУ «УГХ» легло очередное невозмутимое письмо «Автодора» с требованием оплатить десяток-другой миллионов рублей.
…Из письма МБУ «УГХ» генеральному директору ООО «Автодор» Александру Наненкову:
«В четвертый раз предупреждаем, что вами не соблюдаются условия контракта, заказчику до начала производства работ не предоставили документы, подтверждающие качество материалов на бортовой камень, дорожную плиту, песок и щебень.
В случае невыполнения требований работы будут приостановлены».
Но работы тем временем продолжаются. В МБУ «УГХ» растет пачка бумаг — переписка с подрядчиком. А представители Рыбинска начали фотографировать собственные замечания, письменно направленные в адрес «Автодора», — они пропадают бесследно!
История строительства дороги на ул. Чкалова — это история федерального закона № 94, усыпанного проклятьями и залитого слезами муниципальных заказчиков. Этот государственный акт вынуждает муниципалов заключать договор с той организацией, которая, помимо прочего, предлагает самую низкую цену. С одной стороны, экономятся бюджетные деньги, с другой…
— Начальная цена, которая обоснована проектно-сметной документацией, — 70 827 351 рубль, — говорит Алексей Зубов. — «Автодор» выиграл, предложив 63 036 340 рублей. Насколько эта цифра обоснована? Трудно сказать. Но выигравшая аукцион организация при подписании контракта берет на себя обязательства выполнить все условия. Все! И разговоры о том, что денег не хватает, уже неуместны.
А если в администрации Рыбинска могли сами выбирать подрядчика, то они просто открыли бы интернет и обнаружили очень много интересного. Об «Автодоре», о «Ярдорстрое», о «Яр АБЗ» и прочих фирмах, входящих в холдинг «Ярославль-2010».
Зимой этого года скандал с «Автодором» разгорелся в Ярославле. Выяснилось, что жители областного центра уже давно клеймят позором эту организацию. Сначала — за недоделанные вовремя дороги, затем — за не чищенные от снега улицы.
В 2012 году дорожники занимались строительством и капитальным ремонтом ряда улиц, но в сроки не уложились и работы не сдали. Это и Красноборская улица, и Тутаевское шоссе, и дорога в 12-м микрорайоне Дзержинского района, и улица Чернопрудная.
Имелись к подрядчику и серьезные претензии по выполнению контрактных обязательств по капитальному ремонту объектов улично-дорожной сети. Местные чиновники говорили о том, что уже не верят в заявления «Автодора» о том, что недочеты будут исправлены через день, неделю, месяц, и принимать объекты не будут. Предприятию выставили штрафы на 7 миллионов рублей.
В мае этого года стало известно, что компания «Яр АБЗ» — «подружка» «Автодора» по участию в холдинге «Ярославль-2010» — уклоняется от гарантийного ремонта дорог на Ленинградском проспекте и на Волжской набережной в Ярославле. Еще одна «дочка» — компания «Ярдорстрой» — также нарушает свои обязательства по срокам гарантийного ремонта ул. Гагарина, Калинина, Республиканской, Вишняки и Закгейма.
За некачественное выполнение работ и несоблюдение сроков контракта администрация Ярославля намеревалась взыскать с ООО «Яр АБЗ» 100 млн. рублей. Как сообщал заместитель директора МКУ «Агентство по муниципальному заказу ЖКХ» Александр Нечаев, «по результатам проверки качества выполненных работ признаны не соответствующими ГОСТу девять участков дорог в областном центре, ремонт которых проводила фирма «Яр АБЗ». В частности, зафиксированы многочисленные выбоины, трещины, разрушения на стыках карт».
С этой же организацией связана прямо-таки уголовная история, разразившаяся в апреле этого года. Костромские следователи предъявили обвинение в мошенничестве руководству «Яр АБЗ». Выяснилось, что местными чиновниками были подписаны акты выполненных работ, в которых объемы работ существенно завышались по сравнению с фактически выполненными. Затем дорожники получили за это деньги. Таким образом, по данным правоохранителей, чиновники и руководители «Яр АБЗ» «распилили» полтора миллиона казенных рублей. Кроме того, костромские силовики расследуют еще одно уголовное дело, касающееся «Яр АБЗ». Согласно его материалам преступная схема была точно такая же, но сумма причиненного государству ущерба в разы выше — почти девять миллионов рублей.
Ну и весенний скандал с «Автодором», который в Ярославле обошел ряд государственных дорожных компаний в битве за госконтракт на ремонт ярославских областных дорог. Сумма контракта — два с половиной миллиарда рублей. После этого руководители проигравших организаций пожаловались, что их фактически попросили уступить деньги «Автодору». По фактам нарушений на аукционе ярославский следственный комитет завел уголовное дело, точка в котором еще не поставлена.
Это штрихи к портрету предприятий, «авторитет» которых строится на недоделках, некачественных работах, срывах сроков и возбужденных уголовных делах.
Однако закон требует от чиновников не изучения авторитета, а выбора низкой цены. Впрочем, Алексей Зубов считает, что дело все-таки не в законе, дело в людях:
— В Рыбинске работают местные и угличские организации, которые тоже выиграли аукционы, снизив первоначальную стоимость. Но к ним нет претензий. А вот к «Автодору»…
С «Автодором», по словам Зубова, «борьба идет в полный рост». Правда, правовое поле для этой борьбы достаточно ограничено. Да и сама ситуация кажется тупиковой. Можно прекратить договорные отношения и начать все заново. Но летнее время не резиновое. Сроки сдачи объекта уже сорваны. Первоначально планировалось открыть улицу Чкалова 5 июля. Сегодня срок перенесен на середину августа. Однако даже если дорога будет к этому времени готова, не факт, что администрация Рыбин-ска ее примет. И тогда обе стороны могут оказаться в суде. Администрация — с требованием исполнять условия контракта. «Автодор» — с заявлением о неполученных деньгах. За халтуру.
P.S.: Когда верстался номер, нам стало известно, что ситуацию с улицей Чкалова взял под личный контроль заместитель губернатора Андрей Епанешников.
По результатам совещания с его участием принято решение о том, что подрядчик должен предоставить в область документы, подтверждающие реальную перспективу выполнить все работы до 25 августа. «Либо они доказывают то, что к 25-му числу имеют возможности устранить все дефекты и готовы сделать так, что эта улица будет лучшей в городе, либо же 31-го мы приводим альтернативных подрядчиков, которые займутся этой работой», — подчеркнул Епанешников.
Общая длина дороги на улице Чкалова — 1 км 663 метра, ширина проезжей части — 12 м (4 полосы по 3 метра каждая). Ширина тротуара — от полутора до 4 метров в разных местах. Гарантийный срок на дорожное покрытие — 4 года, дорожные знаки — 1 год, дорожную разметку — 6 месяцев. Подрядчик — ООО «Автодор», место дислокации — село Григорьевское Ярославской области. Входит в структуру ООО «Холдинговая компания «Ярославль-2010», президент — Вагинак Погосян