Цена на куриные яйца, один из самых популярных и незаменимых продуктов питания, в российских магазинах с января снизилась на 14,1%. Об этом свидетельствуют данные Росстата.Однако статистика не указывает причин ценового спада и не дает прогнозов на будущее. Чтобы выяснить это, мы обратились к генеральному директору ОАО «Волжанин» Людмиле Костевой.
Цены в магазинах действительно снизились. Отчасти сыграла роль стабилизация цен на зерно как основную составляющую комбикормов для птицеводства, отчасти — летняя затоваренность производителей.Но это нельзя назвать тенденцией, считает Людмила Костева. В течение года цены непременно поднимутся, поскольку вырастет потребительский спрос на яйцо. Это обычные сезонные колебания.
Сегодня низкую цену держат оптовики, закупающие яйцо, произведенное на небольших птицефабриках. Эти предприятия не имеют достаточно больших объемов производства и развитой логистики, чтобы реализовать свою продукцию в крупных сетях. Они также не в состоянии обеспечить высочайшее качество продукции, поскольку это требует внедрения жесткой системы менеджмента качества в соответствии с требованиями международных стандартов. Отсюда и низкая цена.
Большинство птицефабрик в России сегодня — банкроты, поскольку закредитованы до предела, а расплачиваться по долгам уже не в состоянии. Многие делали ставку на обещанную еще в начале года финансовую поддержку государства, но правительство России так и не приняло решения о субсидировании отрасли птицеводства. Соответственно, птицефабрики не получили ни рубля.
Впрочем, в этом Людмила Юрьевна как раз на стороне правительства, поскольку считает такое субсидирование совершенно неэффективным — нет смысла продлевать агонию и давать бюджетные деньги тому, кто их просто проест и будет ждать новых вливаний. Государство должно быть заинтересовано в том, чтобы у таких предприятий появился эффективный состоятельный собственник.
Целый ряд крупных птицеводческих предприятий в свое время сумели провести модернизацию производства, значительно увеличили объемы продукции и ее реализации, продолжают их наращивать, осваивая новейшие энергосберегающие технологии, обеспечивая европейский уровень качества. Они способны конкурировать на рынке в условиях ВТО. Среди них и ОАО «Волжанин».
— Да, этот год трудным стал и для нас, но мы работаем безубыточно, просто маржа очень низкая. Мы обеспечиваем значительный объем производства яиц, что позволяет нам работать с крупными торговыми сетями и держать достойную цену, которая на наше яйцо не снижается. Мы не просто своевременно расплачиваемся по кредитам, но и расширяем производство, чтобы обеспечить стабильность сегодня и в будущем.
Марина МОРОЗОВА