Впервые в День города в Рыбинске состоится фестиваль джазовой и блюзовой музыки «У фонтана». В его рамках состоятся выступления мэтров джаза — Левона Оганезова и Давида Голощекина с проектом «Четверо».
«Без бемолей и диезов Вам сыграет Оганезов» — эта расхожая шутка, придуманная много лет назад Аркадием Аркановым, как нельзя лучше отражает суть артиста.
Концертмейстер российской эстрады, артист Москонцерта, пианист, сатирик, конферансье, композитор, аранжировщик, телеведущий — это неполный список того, чем занимался и занимается народный артист России Левон Оганезов.
Левон Оганезов родился в 1940 году, окончил Московскую консерваторию, получил блестящее классическое образование и побеждал на нескольких фортепианных конкурсах. Однако, по воле случая, однажды он заменил заболевшего пианиста Наума Вальтера на Концерте в Колонном зале Дома Союзов, где аккомпанировал тенору Михаилу Александровичу, ему было 18 лет. С тех пор Левон Оганезов с успехом работает на концертной эстраде. Он аккомпанировал Клавдии Шульженко, Валентине Толкуновой, Галине Ненашевой, Ларисе Голубкиной, долгие годы работы связывают Оганезова с Иосифом Кобзоном, Владимиром Винокуром, Максимом Галкиным. Отдельной строкой творческой биографии артиста всегда выделялась его работа с Андреем Мироновым. Это были годы большой дружбы и больших гастрольных поездок.
Левон Оганезов постоянно выступал на сцене Театра сатиры в спектакле «Прощай, конферансье!», был ведущим программ: «Суета вокруг рояля», «Белый попугай», «Добрый вечер с Игорем Угольниковым», «Жизнь прекрасна»… Как актер снялся в нескольких фильмах, среди которых «Ключ от спальни», «Продается дача» и др.
В настоящее время является постоянным участником ТВ-проектов на каналах «Первый», «Россия», «Домашний», выступает с сольными концертами, ведет различные торжественные мероприятия, работает с собственным ансамблем из 6 музыкантов, с которыми играет музыку разных стилей, эпох и жанров (диско, ретро, джаз, классика, танцевальная музыка, «живое караоке»). Гастроли Левона Оганезова проходят в городах России и за рубежом: в США, Израиле, Австралии, Франции. И вот у рыбинцев появился шанс увидеть и услышать все самим!
* * *
Остановите на Невском проспекте прохожего и спросите: кто в Петербурге играет джаз? Вам ответят сразу: Давид Голощекин. Частые и успешные концерты, выступления по радио и телевидению, записи на грампластинках сделали Голощекина заметной артистической личностью в городе на Неве.
Его слава родилась не внезапно. Не было того сказочного утра, когда мало кому известный артист вдруг просыпается знаменитостью.
В основе нынешней популярности Голощекина — огромное дарование, неустанный труд и энтузиазм, итогом которого было создание джазового ансамбля. Давиду повезло: его интерес к джазу совпал с активной деятельностью ленинградских джаз-клубов. Часто устраивались концерты, джем-сешн, лекции о джазе.
Ленинградская публика тепло встретила «джазового» Голощекина, но никак не хотела примириться с тем, что он играл на трубе (или на флюгельгорне). В памяти слушателей он по-прежнему оставался пианистом. Позже, когда слушатели приняли флюгельгорн Голощекина, когда он стал чередовать игру на духовых с игрой на фортепиано, он решил «вспомнить» скрипку. Этот редко используемый в джазе инструмент еще более поднял музыкальную репутацию Голощекина. Ему удавалось вписывать звучание скрипки (иногда усиленной, иногда акустической) в ансамбль с тенор-саксофоном или трубой, употребляя необычную фразировку, свойственную разве что духовым.
Владение многими инструментами выручало артиста в самых неожиданных ситуациях. Однажды на ответственное выступление не явился барабанщик, и Давид сел за ударную установку, исполнив довольно техничные сольные эпизоды. В другой раз во время концерта в джаз-клубе он неожиданно использовал стоящий на сцене вибрафон. Сейчас он входит в число инструментов, постоянно используемых Голощекиным в своих концертах. А инструментов этих немало — скрипка, тенор-саксофон, флюгельгорн, фортепиано, сопрано-саксофон, вибрафон, карманная труба и т.д. По сути, Давид Голощекин является единственным наиболее убедительным мультиинструменталистом в нашей стране и довольно заметной фигурой в мировом джазе.
В то же время Д. Голощекина отличает безошибочное владение лексикой избранного стиля. Импровизационное искусство — продукт огромного труда. Это не только природная способность бегло сочинять вариации на тему, но и знание определенных идиом, свойственных лишь данному стилю, и умение рождать на их основе все новые и новые версии музыкального первообраза. Творческая мысль Голощекина как бы насыщена музыкальными «ячейками», пригодными для бесчисленных мелодических комбинаций. Но это не означает, что из кладовой своей феноменальной памяти он вынимает всем известные «ожерелья» музыкальных фраз, оборотов, пассажей. Настоящая джазовая импровизация возникает лишь тогда, когда весь этот «словарный запас» музыканта направляется его умом, вкусом, вдохновением, находчивостью. Отдавая должное эрудиции Голощекина, публика воспринимает его не только как музыканта, но и как актерскую индивидуальность.
У Голощекина есть и своя оппозиция. Некоторым он кажется слишком консервативным. Его упрекают в чрезмерной привязанности к музыке прошлых десятилетий, сетуют на то, что он не ищет синтеза с джаз-роком, не обогащает репертуар фольклором, что он равнодушен к тембровому и ритмическому «ультрамодерну». И действительно, невзирая на сдвиги в слушательском сознании, Голощекин был и остается сторонником джазового романтизма. Он убежден, что классический джаз (в его понимании — «мейнстрим», включающий свинг, бибоп, кул, хард-боп) способен развиваться безгранично и что никакое новаторство невозможно без твердой «школы».
По материалам федеральных СМИ