Это не типичный дерматит, когда чешутся руки. Это болезненная потребность в самоидентификации, традиционно обостряющаяся по весне и осени. Крушить, ломать, пакостить — любыми способами заявить о своем присутствии на этой планете. И, похоже, никчемном.
Сначала неизвестные оставили «память» потомкам на новом эко-боксе, что на Скомороховой горе. Росчерк из непонятных символов черной краской подпортил такой позитивный оранжевый цвет. Спустя несколько дней участь похлеще ждала другой контейнер для ртутьсодержащих отходов уже в микрорайоне Мариевка. Бокс, прикрученный болтами к асфальту, выдрали «с мясом», проволокли до ближайшей канавы и сбросили. «Вряд ли целью была сдача на металлолом. Не примут столь приметную вещь. А сдирать краску дело затратное. Нашкодили, думаю, подростки», — сказал директор по общим вопросам ООО НПК «Эко-Бокс» Николай Чистяков. Дальше он не стеснялся в выражениях, прославились на всю страну, во все уголки которой рыбинское предприятие поставляет такие контейнеры: «Сургут, Уфа, Самара, Набережные Челны, даже Петропавловск-Камчатский… Ни из одной точки не пришло подобное известие». Производитель уточнил, в боксе ламп не было, но даже если бы кувыркали с ними, утечки бы не произошло. За два дня ящик восстановили, благо конструкция крепкая, было повреждено только лакокрасочное покрытие. Натерпевшийся страху контейнер, правда, еще никуда не установили. На прежнее место он уже точно не вернется. Крепить теперь нужно наверняка. В бетон.
В отделе окружающей среды каждый день принимают звонки с вопросами о местоположении эко-боксов, люди благодарят за то, что теперь не нужно отвозить лампы на полигон. Ответственные люди. Привыкшие отвечать за себя и за свои поступки. «Взять население в Рыбинском районе, где тоже проводят эксперимент по раздельному сбору отходов. Дети там не так избалованы, с ранних лет их приучают к труду. Да и к тому же того, кто набезобразил, вычислят сразу, свои же, — считает главный специалист отдела Оксана Логинова и делится еще одним пренеприятным фактом: – Недавно еще сварку порвали на остановочном комплексе в Переборах».
Но, пожалуй, самым досадным за первые недели сентября стало превращение памятника Павлу Федоровичу Дерунову в место для развлечений. С постамента катаются, как с горки, причем веселятся дети под присмотром мам. А сама площадка приглянулась скейтбордистам и ВМХ-рам. Царапины от колес сдирают итальянский лак, которым покрыт гранит, специально доставленный с Урала. «Что было бы с этими парнями, поскреби экраном их сенсорного телефона по асфальту?! Вот примерно то же самое чувствую я, — сказал президент фонда «Возможно все» Сергей Гребенкин. — Да и дело тут совсем не в дороговизне воплощения. Такое отношение в очередной раз подтверждает, что поколение утратило уважительное отношение к знаковым явлениям, личностям, к человеческому труду. Памятник воздвигнут не на средства какого-то толстосума, это народные деньги».
Народные средства это и налоги, на которые монтируют в том числе и лавочки, обустраивают остановки и контейнерные площадки. Юношеский вандализм как протест на появление всего нового глух к увещеваниям со стороны взрослых, родителей, окружающих, но преследуется по закону. В компетенции его стражей пресечь и довести до суда хулиганов либо их представителей.
Ольга НЕРОБОВА