Московский центр непрерывного математического образования при информационной поддержке Группы РИА «Новости» и «Учительской газеты» при содействии Министерства образования и науки РФ представил топ500 лучших образовательных организаций, которые продемонстрировали высокие результаты в минувшем учебном году. Критериями отбора стали результаты ЕГЭ и участие во Всероссийской олимпиаде школьников. Из Ярославской области в топ500 вошли семь школ и, что отрадно, среди них — рыбинский многопрофильный лицей № 2.
Звание «Лучшая школа» обязывает. О миссии лицея и нововведениях рассказала заместитель директора по научно-методической работе Ирина Григорьева.
— Ирина Валентиновна, вы не удивились, что лицей вошел в топ500?
— О том, что лицей принимает участие в конкурсе, мы даже не знали. Результаты увидели в новостных публикациях. Отмечу, что срез по олимпиадам брали за три предыдущих учебных года как по региональным этапам, так и по заключительной Всероссийской олимпиаде школьников. То, что мы вошли в топ, еще раз доказывает, что мы удерживаем высокий статус лицея, который завоевали в 2012 году, — тогда мы стали лауреатами конкурса Правительства Ярославской области на лучшую работу в части обеспечения качества образования. Высокие результаты говорят и о том, что лицей выбрал правильную методику: программе «Одаренные дети» мы следуем уже 15 лет.
— В чем ее преимущества?
— Это особая развивающая среда, в которую дети погружаются с первого класса. Ключевая составляющая этой программы — от учителя-исследователя к исследователю-ученику. Каждый ребенок вовлекается во внеурочную деятельность через серию спецкурсов, посещая дополнительные занятия, работая в научном обществе школьников, где естественным образом выявляются его потребности.
В дальнейшем это способствует верно выбранному направлению в самореализации.
На протяжении продолжительного времени у нас сложились определенные системы работы, в том числе и с педагогами через методические кафедры, непосредственно педагога с обучающимися, система отбора и выявления потенциально одаренных школьников. Причем сейчас мы уже можем говорить не только об интеллектуальной одаренности, но и о художественной, спортивной.
К Единому государственному экзамену ученик готовится комплексно и подходит к нему без боязни. С этого года у нас есть психологическая поддержка не только через классные часы и индивидуальные встречи, но также введен элективный курс, и уже набрана группа старшеклассников, которым будет оказана помощь и донесена технология снятия стрессовых ситуаций во время прохождения ЕГЭ, собеседований при поступлении в вузы.
— Кстати, какие покоряют ваши лицеисты?
— Традиционно наши выпускники поступают в университеты Москвы, Санкт-Петербурга, Яро-славля. В выпуске 2013 года, например, Илья Горшков, став призером заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по экономике, по результатам был досрочно зачислен в МГУ. Мы держим руку на пульсе, достаточно часто проводим мониторинговые исследования по выявлению потребностей самих обучающихся, учитываем пожелания родителей. При поступлении в десятый класс в своих заявлениях ученики указывают то направление, которое пригодится при переходе на ступень высшего образования. Исходя из этого, профильность лицея расширяется. К существующим трем профилям (физико-математический, химико-биологический, гуманитарный) с этого года в учебные планы добавлены физико-химический и социальногуманитарный. Последний с углублением «Права» и «Экономики». Распределение по профилям примерно одинаковое. По заявкам, правда, отмечаем, что спрос на экономику, право и обществознание выше.
— Сложно ли продолжить обучение в лицее после окончания 9 классов в других школах?
— Как такового конкурсного отбора в 10-й класс нет. Если это наши дети, проводим индивидуальное собеседование. Если к нам переходят из других общеобразовательных заведений, то мы просим предоставить портфолио ученика, никаких экзаменов. Чаще всего у нас решают заканчивать старшие классы учащиеся школ
№№ 10, 12, гимназии № 8.
— А как прошел набор в начальные классы?
— Не секрет, востребованность получения образования именно у нас достаточно высока. Обычно набираем три первых класса — столько, сколько позволяют помещения. На этот раз поступили 84 человека из более сотни желающих. Эти дети уже обучаются по новому образовательному стандарту. Сейчас ФГОС реализуется в 1-3 классах, еще 7 школ Рыбинска запустили его в пятых классах. А мы по рекомендации департамента образования области стали пилотной школой и взяли его также в 4 и 6 классах.
— Детям трудно дается?
— Переход с системы Эльконина-Давыдова, по которой здесь обучались дети, оказался самым мягким. Идеология нового стандарта — это деятельностный подход в образовании, где дети самостоятельны, а учитель — лишь консультант. Это перекликается с давно устоявшимся кредо лицея: «Мы должны привести каждого ученика к успеху». Что касается изменений, предыдущий стандарт во главу угла ставил предметные результаты, сейчас — личностные, индивидуальные. Также усилилась воспитательная компонента, упор делается на формирование российской идентичности, развитие духовности. Главная идея — воспитание через обучение.
— Есть кому подхватить новый подход?
— Педагогический состав стабильный, текучки кадров нет. Трудятся учителя, которые, как мы говорим, приработались, которые разделяют идеологию, поддерживают миссию образовательного учреждения и создают условия для самореализации и личностного самоопределения школьников, а их на сегодняшний день 884. Хотелось бы, чтобы коллектив пополнялся молодежью. На сегодняшний день средний возраст педагогов — 47 лет.
Несмотря на полную загрузку, наши учителя находят силы еще и представлять лицей на всевозможных состязаниях. Так, преподаватель музыки Юлия Донковцева стала победителем муниципального этапа и заняла второе место в регионе на конкурсе «Учитель года России — 2013». А лицей в этом году взял пальму первенства на международной ярмарке социальнопедагогических инноваций, которая проходила в Ростове.
— Хороший пример.
— Знаете, учащиеся видят это и подтягиваются. Ежегодно мы чествуем всех школьников, кто пробовал себя на конкурсах: на сцену поднимаются не только победители олимпиад. Мотивацией к хорошим результатам в знаниях, конечно, являются и ежемесячные стипендии. С 2006 года обладателями премий различного уровня стали 20 лицеистов. Сегодня стипендии главы города получают круглые отличники Анна Боева, Светлана Абросимова, Екатерина Лазарева, губернаторскую — ученик 11 «А» класса Михаил Иванов, победитель регионального этапа олимпиады по информатике, дипломант Российской конференции «Колмогоровские чтения». Премию областного департамента образования получает одиннадцатиклассник Андрей Карамышев за бронзовую медаль на Международной олимпиаде по основам наук, которая проходила в Аргентине.
В топ500 вошли учебные заведения из 77 субъектов Российской Федерации:
— 89 московских школ, 16 подмосковных, 18 — петербургских, 19 школ из Республики Татарстан, 18 — из Челябинской области, 15 — из Самарской, 7 — из Ярославской.
Ольга НЕРОБОВА