«Муниципалитеты должны стать в полной мере финансово состоятельными и автономными. Иметь достаточные источники для исполнения своих полномочий, для решения повседневных людских проблем. Надо преодолеть зависимость от «подачек сверху», которые подавляют самостоятельность и ответственность, порождают иждивенчество. А по сути — лишают смысла само существование муниципального уровня власти». Цитируем слова президента. Но это на словах. А на деле: в 2008 году в городской бюджет направлялось 60 процентов налога на доходы физических лиц (НДФЛ), собранного на территории Рыбинска, в 2009-м поступления по этому налогу делились между городом и регионом в пропорции 50 на 50, с 2013 года в Рыбинске стало оставаться только 40 процентов, а с будущего года планируется лишь 30. Спрашивается, куда мы идем?
НДФЛ — это подоходный налог, то есть те 13%, которые мы платим со своих заработных плат. Хоть и не такими быстрыми темпами, как цены на газ, но они год от года увеличиваются, пропорционально растут и поступления по НДФЛ. В этом году в местный бюджет за счет подоходного налога планируется собрать 1 млрд. рублей, то есть практически половину собственных доходов Рыбинска. В будущем году порядок меняется: 5% налога «уходят» на региональный уровень согласно изменениям в Бюджетный кодекс, вступившим в силу в конце июля этого года. Еще 5% предложил направлять в областной бюджет губернатор.
Сергей Ястребов дал такое объяснение своей законотворческой инициативе: по закону «Об образовании» вслед за школами под региональное управление перешли и детские сады, так что областной казне потребовались дополнительные средства на зарплату воспитателей.
26 сентября на очередном заседании Муниципального Совета предлагаемые изменения обсудили рыбинские депутаты. По мнению народных избранников, в результате нововведений бюджет Рыбинска должен не дополучить 270 млн. рублей. Однако по информации, размещенной на сайте департамента финансов региона, видно, что по этой статье мы лишились сразу 549 млн. А всего, по нашим расчетам, Рыбинск в 2014-м недополучит порядка 900 млн. рублей (!). Собственных доходов не хватит даже на первоочередные обязательства. А ведь город должен еще за свой счет разрабатывать проектно-сметную документацию на строительство и реконструкцию разных объектов — это непременное условие для вхождения в областные и федеральные программы и получения из них средств.
Масла в огонь подлил директор департамента финансов Михаил Капранов. По его подсчетам, на зарплату воспитателям необходимо 222 млн. рублей, получается, что остальное мы просто подарим области. Он напомнил, что при передаче здравоохранения на региональный уровень в область из местного бюджета «ушли» 240 млн. рублей. Что получил взамен Рыбинск? Дефицит медицинских кадров в 180 человек.
Народные избранники сошлись во мнении: подобными действиями вышестоящие власти выражают определенное недоверие муниципалитетам, хотя все время говорят о том, что местной власти надо давать больше полномочий, потому что именно от нее зависит жизнь людей.
— Если нет полномочий, то и власть бессильна, — сказал председатель МС Валерий Полетаев.
Сергей Кузенев предложил кардинальные меры: отдать 100% НДФЛ в область и написать заявление о самороспуске. Таким образом, по его мнению, к проблеме можно привлечь внимание всей страны. Но большинство депутатского корпуса решило ограничиться обращением в Ярославскую областную Думу с предложением оставить эти спорные 5% НДФЛ на местном уровне. С аналогичным письмом в региональное законодательное собрание обратился муниципалитет Ярославля.
Текст обращения: «В результате изменения бюджетного законодательства в части налога на доходы физических лиц (норматив 15% в соответствии со статьей 61.2 Бюджетного кодекса РФ, норматив не менее 15% в соответствии со статьей 58 пункт 3 БК РФ — полномочия субъекта РФ) доходы бюджета города Рыбинска в 2014 году уменьшатся на 269 млн. рублей. При этом подоходный налог является основным источником налоговых доходов бюджета города Рыбинска.
В соответствии с проектом бюджета города на 2014 год собственные доходы не обеспечивают даже первоочередные расходы, недостаток средств составляет более 200 млн. рублей. Бюджет планируется утвердить с предельно возможным дефицитом. Для покрытия дефицита городской бюджет вынужден ежегодно привлекать кредиты коммерческих банков, при этом увеличивается муниципальный долг, который прогнозируется на начало 2015 года в размере 90% собственных доходов городского бюджета.
В соответствии со статьей 58 Бюджетного кодекса Российской Федерации предлагаем не вносить изменения в закон Ярославской области от 07.10.2008 № 41-з «О единых нормативах отчислений в местные бюджеты», оставив единый норматив отчислений по налогу на доходы физических лиц в размере 20%. Сохранение единого норматива на уровне 2013 года позволит частично решить вопрос финансирования социально значимых расходов бюджета городского округа город Рыбинск».