1 октября стартовала очередная призывная кампания. По прогнозам, в ряды Вооруженных сил будут призваны порядка 180-200 рыбинцев, как и осенью 2012 года. Чего ждать от «юности в сапогах»? — вопрос, волнующий каждого призывника. Чтобы выяснить это, мы связались с теми, кто сейчас просыпается под команду «Подъем!», ходит в наряды и пишет письма родным в час солдатского письма. Кстати, выйти на контакт с военнослужащими не составило труда — сотовая связь с пересечением границ воинской части не исчезает.
Армия заставляет снять розовые очки
Дмитрий Фалин — морской пехотинец Северного флота. 61-й отдельный Киркенесский Краснознаменный полк МП СФ, где он работает водителем БТР-80, дислоцируется в Мурманской области.
«В Рыбинске я закончил речное училище, занимался в военно-патриотическом клубе «Патриот», поэтому сложностей не возникло. По сути, до армии я занимался тем же, только без формы», — говорит Дмитрий. К распорядку дня привык быстро. «Подъем в 6.30, наводим порядок, завтрак. Кормят, кстати, хорошо, не жалуюсь. Затем утренний осмотр: проверяют внешний вид солдат, хорошо ли выбриты, начищена ли обувь. Далее развод: получаем задания, они могут быть по боевой, тактической подготовке, обслуживанию парка техники», — рассказывает он. В воскресенье военнослужащие встают на час позже, всем батальоном идут на историко-государственный час, потом — спортивно-массовые мероприятия, час солдатского письма. После обеда смотрят кино.
«Отношения в коллективе хорошие, ничем не отличаются от гражданки — люди-то такие же, — продолжает солдат-срочник. — Бывают, конечно, в полку конфликты (собственно, как везде), но решаются в основном мирным путем. Если хочешь выплеснуть энергию, в полку проводятся соревнования по рукопашному бою, по боксу. Есть тренажерный зал.
Дедовщины в смысле издевательств у нас я не видел. Задача старшего призыва — помочь вновь прибывшим, научить, объяснить бытовые вопросы. Да, есть такие, кто приходит физически неразвитым, морально неустойчивым. У кого-то стресс, даже если просто командир громко говорит. Но это же армия, а не кухня!
Служить в армии не только можно, но и нужно. У меня была возможность не идти, но я все равно пошел. Многие снимают здесь розовые очки. Армия учит каждого своему: кого-то терпению, кого-то спокойствию, кто-то научится разбираться в людях, а кто-то ими управлять». Домой Дмитрий возвратится уже совсем скоро — в ноябре. Ему предлагают идти на контракт, но пока молодой человек решения не принял.
«Пионерлагерь» и прыжки с высоты 400 метров
Сержант Станислав Ан шутя называет службу в армии санаторием и детским лагерем. До окончания службы в войсках ВДВ в Рязани ему осталось немногим больше месяца.
«Занимаемся огневой, строевой подготовкой, прыжками с парашютом, военной техникой, в основном это КАМАЗы, но чаще всего — приведением территории полка в порядок. В армию надо идти с настроем приобрести для себя полезный опыт, знания, а не просто потерять год жизни. Если человек способен к саморазвитию, то может многое здесь почерпнуть, что касается техники, оружия. В нашем распоряжении спортзал, библиотека. К тому же — где еще есть возможность прыгнуть с парашютом с ИЛ-76 на скорости 400 км/час?! В конце концов здесь можно заработать, — о пользе армейской службы Станислав рассказывает охотно и с увлечением. — Дедовщины нет, по крайней мере в нашем полку. Сейчас попробуй пальцем тронь человека — сразу заявление в военную прокуратуру, комитет солдатских матерей. В армии на самом деле нет ничего страшного. Большой мужской коллектив, у всех свои амбиции, но ни со стороны срочников, ни со стороны контрактников конфронтации нет.
Условия быта нормальные. Обычная казарма, как в пионерлагере, только вместо двадцати человек в палате здесь восемьдесят. Горячей воды нет. Баня раз в неделю. Если солдаты решили скинуться и сами купить себе бойлер, это не возбраняется.
Здесь нужно следить за собой, за своей формой, солдат должен быть опрятен, соблюдать распорядок дня. Если на гражданке кто-то питался всухомятку и пропадал у компьютера, то здесь такие ребята сбрасывают до двадцати лишних килограммов. Я сам сбросил шесть.
Дисциплине учит коллектив. Плохо заправил кровать — из-за тебя пострадает весь взвод. В следующий раз будешь аккуратнее».
К чему нужно быть готовым призывникам? «К тому, что мамкины пироги здесь заканчиваются. К тому, что если тебе поставили задачу, ты должен ее выполнить. И к мозолям на ногах — первое время беспокоят. Из минусов — не устраивает зимняя форма, в которой действительно холодно», — отвечает десантник. И делится опытом: «Лучше идти в армию, получив высшее образование: офицеры таким больше доверяют, есть возможность получить звание».
Закалил характер
Автомеханик по образованию Иван Понятин уже полтора года служит в в/ч 64055 под Курском. 16-я отдельная бригада радиоэлектронной борьбы находится в поселке имени Маршала Жукова. По окончании срочной службы рыбинец принял решение остаться по контракту в должности водителя-электрика на ГАЗ-66. Неожиданно, но двадцатилетний парень всерьез задумался о семье: «В Рыбинске отношения не складывались, вот думал, что встречу девушку здесь и обоснуюсь». Сейчас Иван уже подумывает об увольнении, скучает по дому и родным, с которыми может видеться только один раз в год в течение месяца, большая любовь пока тоже не настигла. В остальном все устраивает: зарплата 20 тысяч рублей, премиальные за классность и физическую подготовку, хорошие бытовые условия и полноценное трехразовое питание, взаимовыручка в коллективе. «По прибытии в часть удивило то, что действительно ребята ходят строем и распевают песни. Дедовщины как таковой не наблюдал, все вопросы решаемы, командиры заботятся о личном составе. Сложнее всего было привыкнуть к распорядку дня. Даже пожаловаться не на что. Горячая вода есть, матрацы новые». Самым интересным занятием на службе стали полевые выходы, где Иван разворачивает радиостанцию. В свободное время в распоряжении военнослужащих тренажерный зал, телевизор, мобильный интернет. «Именно здесь мой характер закалился, поменялось мировоззрение. Повзрослел. Это заметили и друзья», — говорит он.
Ольга Гржибовская, Ольга Неробова
Моих призвали. Ужас. Ни звонков. Как на заклание или в жертву. Теперь я понимаю, почему мамы так не хотят, чтобы дети ушли в армию. Если они в такой изоляции от семьи — это похуже тюрьмы. Забрали больных, с миопией, и линзы последние отобрали. Они что там как кутята. Я сама без очков ничего не вижу. Считаю, что это просто издевательство. Они то не пожалуются, мужчины. Почему не проверят тех, кто имеет отсрочку, когда в жизни никогда ничем не болел? А мой проходил, говорит гастрит. А ему в ответ. на глаз определили, что гастрита нет, и зрение вообще не проверяли. Надо же было разнарядку выполнить. Выполнили. И послали в армию подальше от семьи того, у кого отец инвалид первой группы.Сижу и жду звонка ,господи хотя б позвонил