В прокат вышел «Сталинград» Федора Бондарчука — фильма подобного масштаба в российском кинематографе еще не было.
При упоминании этого фильма в голову сразу приходят мысли о многомиллионном бюджете, формате IMAX 3D и звездных гостях, приехавших на премьеру. Но в первую очередь «Сталинград» — это всетаки серьезный военный фильм, масштабная историческая драма о Великой Отечественной войне и о нашем наследии. Впрочем, у «Сталинграда», как и у любой другой картины, есть как плюсы, так и свои минусы.
Одна за всех и все за одну
Начинается действие фильма не в военные годы, а в наше время. Группа людей попала под завалы, и спасатели поддерживают с ними связь по рации, чтобы те не теряли сознание. Пытаясь успокоить испуганных ребят, один из МЧС-овцев рассказывает голосом Федора Бондарчука о своих «пяти отцах» — солдатах, отстоявших Сталинград.
На экране — суровый 1942-й. Повсюду взрывы, стрельба, раненые — гримеры и без того неплохо поработали, но в 3D на раны смотреть становится даже немного жутко.
Советские войска пытаются перебраться на другой берег Волги — туда, где засели немцы, но их операция срывается. Переправиться удается лишь небольшой горстке солдат под руководством капитана Громова — они устраивают временный штаб в доме прямо на берегу реки. Оказывается, что, кроме них, здесь уже есть один жилец — молодая девушка Катя, которая всю жизнь прожила в этом доме и ни за что его не покинет. Потихоньку в убежище подтягивается еще несколько выживших бойцов из разных отрядов, и девушке приходится «притираться» к новым соседям. Тем более Катин дом находится в стратегически важном месте — перекрывает подход к Волге. Поэтому отстоять его нужно любой ценой.
«А я тебя уже два дня люблю»
Поскольку в самом начале фильма рассказчик сообщает, что Катя — его мама, то с первой же встречи героини с бойцами начинаются догадки: кто же из них станет отцом еще не родившегося героя Бондарчука? Теплые отношения у девушки постепенно складываются с каждым из солдат, поэтому до финала фильма «под подозрением» оказываются все пятеро. Тем более что любой из них готов отдать свою жизнь за сталинградку — как говорил их капитан, они не за Родину воюют, а за Катю.
Забота бойцов о молодой девушке на фоне войны смотрится еще более трогательно. В Катин день рождения солдаты устраивают для нее праздник: зажигают в комнате свечи, разливают алкоголь из фляжек, а один из них, в прошлой жизни известный тенор, даже играет на расстроенном пианино и поет для именинницы арию. Свой подарок придумал и влюбленный в нее с первого взгляда Сергей Астахов по прозвищу Тютя — вместе с товарищами он находит для Кати ванну и под обстрелом притаскивает ее в дом.
Астахов не скрывает своих чувств к девушке и периодически получает за это по шее от капитана и других бойцов: война идет, не время разлагать дисциплину. «А я тебя уже два дня люблю», — признается он Кате и смотрит на нее оленьими глазами.
«И я тебя люблю», — чуть позже отвечает Катя, недавно целовавшая Громова.
«Не понимаю я тебя, Петя»
Параллельно развивается и вторая любовная линия — офицера вермахта Петера Кана и русской девушки Маши. Причем, если за Катю особенно не переживаешь — как она погибнет, если ей еще детей рожать? — то история красавицы Маши прямо берет за душу.
Молодая девушка очень похожа на покойную жену немецкого офицера, и тот частенько приходит ее «навещать». Защитить Машу некому: семьи у нее нет, соседи девушку откровенно недолюбливают, да и сбежать некуда. Даже солдаты, укрывшиеся в Катином доме, называют ее немецкой подстилкой.
Однажды Маша набирается смелости и встречает своего «визитера» с ножом, но против грубой, звериной страсти немецкого офицера нож оказывается бессилен. При этом Кан, которого блистательно сыграл Томас Кречманн, регулярно приносит девушке еду, запрещает соседям обижать ее и вообще хочет добиться взаимности от своей любовницы поневоле. Он не говорит по-русски; она не знает немецкий, но зовет его Петей. Он открывает ей душу, но она ни слова из этого не понимает. И продолжает его тихо ненавидеть. Тем не менее, взаимоотношения этой странной пары вызывают массу эмоций — причем сочувствуешь сразу обоим. Тем более что по ходу фильма характеры героев раскрываются: любовь немецкого капитана оказывается искренней, да и Маша понимает, что у нее есть чувства к «Пете». Правда, происходит это слишком поздно.
Новая веха в российском кинематографе
Смотреть «Сталинград» одновременно и просто, и сложно. Просто — потому что происходящее часто напоминает шаблонные голливудские боевики, которые невозможно воспринимать серьезно. При этом «Сталинград» нельзя смотреть равнодушно. В первую очередь, конечно, потому, что фильм — о нашей истории, и каждый из зрителей потерял не одного родственника на войне.
В нем сливается тема вечных общечеловеческих ценностей (любовь, дружба, чувство долга, отвага, самопожертвование) и новейшие компьютерные технологии и разработки. Каждый найдет здесь свое: ктото — историю любви, ктото — войну и яркие батальные сцены, а кого-то просто впечатлят спецэффекты.
Но главное достоинство «Сталинграда» — не в красивой трехмерной картинке. Не в отличных декорациях и графике. И не в полном погружении зрителя в фильм. Самое важное — это те мысли, те впечатления, с которыми человек выходит из кинозала. «Сталинград» может понравиться или не понравиться, но задуматься о жизни заставляет в любом случае.
Зрители:
«Мне приятно, что я пришла и увидела фильм про мою страну. Я из того поколения, которое не знало войны. Для нас с сыном это была страница истории, история наших дедовпрадедов, но это какимто удивительным образом связано с сегодняшним днем, потому я получила огромное удовольствие».
«Фильм не просто про войну, а про героизм воинов русских. Они пожертвовали собой, но, тем не менее, смогли удержать этот самый дом».
Елизавета ИВАНОВА