новости 16 октября 2013 8:39

Шоппинг под боком? Реально!

В 2012 году около 30 процентов ВВП России формировалось за счет внутренней торговли. Но если говорить о торговле как о секторе экономики, который объединяет не только продавцов товаров, но и транспортную инфраструктуру, складские хозяйства и даже производителей торгового оборудования, доля эта в валовом продукте нашего государства доходит до пятидесяти процентов.

DSC_8374«Лучше бы производили», — часто говорят поборники индустриализации. Но любое производство, независимо от своей технологичности, инновационности и уровня менеджмента, рано или поздно сталкивается с торговлей. При этом все, что касается товаров народного потребления, начиная с банальной одежды и заканчивая сложной техникой и автотранспортом, в конечном счете выходит на рынок розничной торговли. Не говоря уже о продуктах питания, количественные показатели которых в структуре торговли занимают почетное первое место.

В любом случае рост торговли напрямую связывают с развитием территорий. И Рыбинск не исключение. При этом новые форматы торговли в этом развитии занимают отнюдь не последнее место. А количество торговых площадей на душу населения является одним из показателей, которые учитывают инвесторы, выбирая территорию для вложения денег в производство.

 Взгляд обывателя

Магазины — каждый день. Ну или почти каждый день. Не станешь же хлеб покупать впрок на неделю вперед. Поэтому практически ежедневно мы ходим в предприятия торговли. За молоком и булками, мясом, яйцами и рыбой. Еще мы покупаем одежду, обувь, мебель, бытовую технику. Но это уже от случая к случаю, в зависимости от потребностей и наличия в семейном бюджете рублей, свободных от продуктов и коммунальных платежей. При этом хорошо, когда все возможности удовлетворить наш спрос расположены под одной крышей. Или хотя бы рядом, а не разбросаны по территории всего города. Иначе, действительно, хочется сесть в машину и поехать в какой-нибудь длинный, широкий и крутой гипермаркет за сто километров. Туда, где можно долго и с чувством собственного достоинства выбирать качество и цену и просто любоваться на то, что теоретически можно приобрести, заработав деньги.

DSC_8368Конечно, молоко можно купить по пути с работы домой. Но это банальное удовлетворение ежедневных потребностей радости шоппинга принести не способно. И, видимо, для того, чтобы покупки стали не простым процессом расставания с деньгами и приобретения самого насущного, а нерядовым событием, современные торговые центры создаются в формате торгово-развлекательных. В них даже не страдающая шопоголизмом часть населения получит удовольствие от созерцания, приобретения и обслуживания.

Вот он, идеальный магазин нашей мечты: длинные ряды продуктов одного назначения, но разной цены и качества, широкие проходы, в которых тележки не сталкиваются на встречной полосе и равномерно заполняются нужными семье продуктами. Еще здесь проводят распродажи, которые повышают наше покупательское чувство самоуважения. А самооценки добавляет наличие в каждом ряду консультанта и отсутствие у многочисленных касс очередей.

Когда-то желание получить все эти радости жизни вело рыбинцев прямой дорогой в областной центр. Там, в гипермаркетах, разбросанных по окраинам города, бутики соседствуют с «рыночным» вариантом товаров, длинные полки продуктов кружат голову возможностью выбора, а акции — мечта заядлого покупателя — оставляют чувство удовлетворения от сэкономленных копеек.

Собственно, все это есть в Ярославле и сейчас. Но одновременно современные торговые форматы распространяются и в Рыбинске. Скажете — медленно и мало? Зато с перспективой.

 Перспектива рыбинской торговли

DSC_8366В ближайшие три года в Рыбинске планируется открыть около двадцати новых торговых объектов общей площадью более 70 тысяч квадратных метров.

В конце октября состоится открытие второй очереди культурно-коммерческого комплекса «Сенная площадь» на углу улиц Герцена и Кирова. Здесь, на площади более 11 тысяч квадратных метров, разместится продуктовый магазин «Атак» федеральной сети «Ашан», бутики — без них теперь торговый центр и не мыслят, кафе и прочие радости времяпрепровождения.

Уже в этом году на улице Бабушкина распахнет свои двери торгово-развлекательный центр «Виконда» (застройщик — ТПП «Сириус»). Его площадь пока самая большая в нашем городе — 30 800 кв. метров. Здесь будет размещаться магазин «Карусель» федеральной торговой сети Х5. Кроме этого, откроется сетевой магазин «Спортмастер», а часть помещений займут бутики. Владельцы центра предполагают представить рыбинцам возможность выбора большинства торговых брендов, представленных на рынке России.

Завершается строительство многофункционального торгового центра на улице Суркова площадью почти 13 тысяч квадратных метров. Впереди — открытие торговых комплексов на проспекте Революции и улице Приборостроителей. В районе Скомороховой горы будет строиться крупное торговое предприятие. Малые форматы торговли откроются на улицах 9 Мая, Советской, Юбилейной, Герцена, Моторостроителей и других.

Почему администрация Рыбинска ведет учет всех работающих объектов торговли и тщательно отслеживает тех, кто еще только намерен открыть двери магазинов рыбинским покупателям? Потому что количество торговых площадей является серьезным показателем положения города в ряду других, где развита торговля. Чем больше квадратных метров отдано магазинам, тем ниже должна быть арендная плата и, соответственно, ниже цена продуктов и товаров. А высокий уровень конкуренции среди предприятий торговли неизбежно ведет к повышению качества обслуживания. Кто будет стоять в душной очереди, если рядом есть светлый и чистый магазин с множеством кассовых аппаратов и менеджеров, которые помогут выбрать нужный товар?

Связь качества с количеством в торговле очевидна. И в этом направлении у Рыбинска есть большая перспектива. Потому что, даже введя в строй все запланированные торговые площади, мы не достигнем уровня торговой доступности Ярославля.

— Сегодня в нашем городе на тысячу жителей приходится 645 квадратных метров торговых площадей, — рассказывает начальник отдела потребительского рынка товаров и услуг Элина Абрамович. — В Ярославле этот показатель равен 981. И даже после ввода всех запланированных до 2015 года предприятий торговли мы будем иметь 887 квадратных метров на тысячу человек, в то время как в областном центре, по прогнозам, обеспеченность торговыми площадями станет почти полторы тысячи.

Элина Абрамович делает вывод, что Рыбинску еще далеко до настоящей конкуренции в торговле, а инвесторы вполне могут рассчитывать на открытие в нашем городе и крупных гипермаркетов, и маленьких магазинов для торговли в формате «попутно».

— Потребительский рынок Рыбинска развивается динамично, — рассказывает начальник отдела. — Однако коммерческие потребности горожан удовлетворены не полностью. Кроме этого, торговые объекты распределены по районам неравномерно. Все это создает предпосылки для поиска новых инвестиционных площадок.

 Ритейл или «родные»?

В трендах развития российской торговли выделяется рост доли сетевых магазинов. Крупные торговые сети открывают большие магазины, которые привлекают покупателей не только качеством обслуживания. Здесь более низкие цены, регулярные акции со скидками на отдельные виды товаров, выбор товаров шире, чем в местной торговле. По крайней мере, можно надеяться, что с появлением в Рыбинске новых форматов федеральных ритейлеров Х5 и «Ашан» существующие магазины начнут подтягивать и ассортимент, и качество, и обслуживание.

Однако сетевики несут и некоторую опасность местному предпринимательскому сообществу. Смогут ли полноценно конкурировать с ними небольшие рыбинские магазины?

— Конечно, наличие в жилом районе гипермаркета может привести к закрытию существующих торговых предприятий. Мы давно заметили, что люди предпочитают крупные форматы торговли, — говорит Элина Абрамович. — Но магазины «у дома» в любом случае останутся, потому что это удобно для горожан. Очевидно, им придется пересмотреть и качество обслуживания, и ассортимент, в результате конкуренция в среде торговли неизбежно приведет к более высокому удовлетворению запросов горожан.

Еще одна расхожая мысль заключается в том, что сети «убивают» местных производителей продуктов питания. Элина Абрамович считает это мифом, который распространяют сами работники торговли. Крупные ритейлеры, заходя в города Ярославской области, подписывают с правительством региона соглашение о торговле товарами местного производства. Другое дело, что и производителям необходимо менять подходы к продажам. У сетевиков свои правила, которые приходится принимать. Или не принимать и искать другие пути реализации своих товаров.

— Сегодня во всех сетях, представленных в Рыбинске, есть продукты рыбинских производителей, — рассказывает начальник отдела потребительского рынка. — Это хлеб, молоко, мука, крупа, другие продукты нашего производства. Конечно, могут быть сложности из-за централизованной доставки через логистические центры сетей, но к скоропортящимся продуктам это не относится.

Правила игры на рынке торговли меняются вместе со сменой форматов и появлением у покупателей выбора: где купить не просто самое необходимое, а купить лучше, дешевле и с хорошим настроением.

…Шоппинг — в Рыбинске?! А почему бы и нет? В конце концов, структура расходования денег населением говорит о том, что количество потраченных рублей растет именно в нашем городе. Значит, другие города перестают быть столь привлекательными для местных покупателей. Или даже не так: Рыбинск начинает привлекать больше местного населения в свои магазины, а с открытием новых торговых центров «коробейный путь», проложенный когда-то в Ярославль и столицы, иссякнет. И наступит для шопоголиков рай. Ну или просто сбудется мечта покупать недорого, недалеко и красиво.

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме