новости 23 октября 2013

Живёт такой Орлеанский

20 сентября 2013 года в посёлке Палех, известном своей лаковой миниатюрой, торжественно открылась юбилейная выставка, посвященная 60-летию Палехского отделения Союза художников России. Красочный каталог этой выставки был подготовлен в Рыбинске художником Алексеем Орлеанским, в прошлом выпускником Палехского художественного училища. Благодаря его деятельности слово «Рыбинск» знают не только в российских городах, но и далеко за пределами страны. Наибольший интерес для любителей искусства представляют созданные Алексеем игральные карты, на каждом экземпляре которых непременно указано, что сделаны они в Рыбинске.

htmlimageПо окончании школы № 23 Алексей поступил в Палехское художественное училище им. М. Горького. Ещё в то время газета «Верхневолжская правда» посвятила публикацию работам начинающего художника экслибрисам. После окончания в 1989 году художественного училища Алексей Орлеанский, хотя не сразу, но вернулся в Рыбинск. Все 90-е годы он продолжал заниматься палехской миниатюрой. Темами работ в основном были лубочные сюжеты, русские народные сказки, сказки Пушкина. В это же время художник подготовил цикл своих стихов под общим названием «Театр мрака» и к ним серию иллюстраций. Подборка из этого сборника однажды была опубликована в «Рыбинских известиях».

 Старинные изображения Рыбинска

В июне этого года журнал «Филокартия» издание, предназначенное для коллекционеров старых открыток, опубликовал материал Алексея Орлеанского «О.К. Фальк издатель первых открыток с видами Рыбинска». Публикацию предваряла большая исследовательская работа, посвящённая издательской деятельности Ольги Капитоновны Фальк, чьи типография, магазин канцелярских принадлежностей и жилой дом находились на Большой Казанской улице в Рыбинске. В искаженном виде эти здания сохранились по сей день, но интересно другое. Оказалось, что автором первых снимков Рыбинска, изданных в качестве открыток, был один из братьев Золотарёвых Давид, впоследствии знаменитый антрополог и этнограф, погибший в Сиблаге в 1935 году. Примечательно, что свою серию фотоснимков города конца XIX века он создал в 14-15-летнем возрасте.

Новое яркое открытие Алексей Орлеанский сделал буквально на днях на Востряковском кладбище Москвы им была обнаружена могила легендарного издателя начала ХХ века Матвея Кампеля, создавшего сотни открыток с видами российских городов, и в их числе не менее 80 с видами дореволюционного Рыбинска. Эта находка более чем неординарна, биография Кампеля для историков и знатоков его творчества до сих пор остаётся абсолютным белым пятном. Материал художника о М. Кампеле появится в ближайшем номере журнала «Филокартия».

Коллекция старинных открыток с изображениями нашего города, как и интерес к истории Рыбинска, достались Алексею по наследству от его отца Юрия Михайловича Сутягина, участника Великой Отечественной войны, краеведа, коллекционера, автора каталога открыток и трёх каталогов значков и медалей, посвящённых городу. Изданный Ю.М. Сутягиным в начале 1990-х «Каталог почтовых карточек, открытых писем с видами старого Рыбинска» был отмечен специалистами как «первый серьёзный, пусть на плохой, почти газетной бумаге, но истинно филокартический каталог» и сразу стал библиографической редкостью.

екатерина 2В планах Алексея не менее значимый проект переиздание этого каталога в более полном цветном варианте. В ближайшее же время под его редакцией выйдет небольшой буклет с видами старого Рыбинска. Акцент в издании будет поставлен не на количестве фотографий, а на качестве их воспроизведения. Часть из них уже известна, некоторые мы увидим впервые. Возможно, эта серия впоследствии будет продолжена.

Но уже сейчас рыбинцы могут познакомиться со старинными изображениями любимого города в наборах открыток, подготовленных Алексеем при поддержке издательства «Медиарост». Реставрируя дореволюционные фотографии для таких изданий, как «Красная площадь и памятник Александру II в Рыбинске», «Рыбинск на почтовых открытках начала ХХ века», «Часовня во имя святителя Николая Чудотворца в Рыбинске», сопровождая каждое изображение пояснительной надписью, художник делает более доступной для земляков коллекцию своего отца, открывает им красоту и гармонию старого города.

К 175-летию со дня рождения Александра Михайловича Опекушина, автора памятника Александру II в Рыбинске, он подготовил ещё два набора открыток, посвящённых наследию великого русского скульптора, которые вряд ли увидят свет в ближайшее время, но при их подготовке у Алексея возникла крайне интересная и полезная для нашего города идея. «Рыбинские известия» уже писали о том, что в городе непременно должен быть установлен памятник Екатерине II, и что инициативная группа уже работает над этим проектом. Алексей Орлеанский считает, что среди известных современных нам скульпторов нет никого, кто мог бы убедительно и не примитивно воплотить образ Екатерины II в бронзе. Однако достойная нашего города скульптура уже существует, говорит художник, и сделал её… Опекушин. Скульптура практически неизвестна исследователям творчества скульптора, о ней не упоминается ни в одной биографической книге. Это объясняется тем, что для советских искусствоведов Опекушин был создателем только памятников Пушкину и Лермонтову, а весь «монархический» пласт его творчества никем до сих пор не исследовался. Скульптура Екатерины II, созданная Опекушиным в 1890-е годы, никогда нигде не была установлена. В настоящее время она находится в Музее искусств Азербайджана в Баку. С неё можно было бы снять копию и установить не у реки Черёмухи, как предполагается, а на Волжской набережной, где императрицу встречало рыбинское купечество. Например, на месте кованой волны напротив Никольской часовни. Может быть, эта скульптура Опекушина изначально и предназначалась для Рыбинска, кто знает? По духу она вполне подходит Рыбинску: как будто с планом будущего города в руке, Екатерина II восседает в кресле, можно предположить, подаренном ей рыбинскими купцами.

 «Карточный график всея Руси»

Так Алексея назвал один из участников Зыряновских чтений (краеведческой конференции, подобной нашим Золотарёвским чтениям), которые вот уже в течение десяти лет проходят в городе Кургане. Свой доклад краевед посвятил карточной графике Алексея Орлеанского.

.AИгральные карты самостоятельный вид графического искусства, требующий особой каллиграфической точности. В этом жанре оставили след такие выдающиеся русские художники, как академик живописи А.И. Шарлемань, М.О. Микешин, И.Я. Билибин, Н.Н. Каразин, Н.С. Самокиш; в советские времена палехские художники П.Д. Баженов, И.П. Вакуров, А.А. Дыдыкин, Е.И. Пашков. В 1970-е годы несколько самобытных карточных колод подготовил ленинградский художник, ученик Билибина В.М. Свешников.

До революции в Санкт-Петербурге работала Императорская карточная фабрика, основанная Александром I. В советское время она была переименована в Комбинат цветной печати. Однако в наше время, как и многие российские предприятия (вспомним хотя бы Первомайский фарфоровый завод), комбинат не выдержал конкуренции с китайским ширпотребом и прекратил существование. Последней колодой, изготовленной бывшей Императорской фабрикой, были карты Алексея Орлеанского «В стилистических традициях Палеха», выпущенные в 2001 году по заказу ОАО «Рыбинские моторы».

Основательно заняться этим видом декоративно­прикладного искусства художника вдохновил известный ленинградский коллекционер Александр Семёнович Перельман, на базе коллекции которого в Петергофе несколько лет назад был открыт музей игральных карт. Каждую новую работу в названном жанре художник передаёт в его фонды. Благодаря творчеству Алексея Орлеанского Рыбинск уже сегодня воспринимается глазами многих ценителей карточной графики, в первую очередь иностранцев, как российский центр по созданию игральных карт, перехвативший эстафету у Санкт-Петербурга.

Кроме игральных, художник создал и две колоды образовательных карт «Династия Романовых» и «Рыбинск купеческий». Первая включает 40 портретов российских правителей с краткими биографиями на обороте. Вторая портреты рыбинских купцов с описанием их заслуг перед городом, видами старого Рыбинска и изображениями объектов городской архитектуры.

 Господин оформитель

Работы Алексея Орлеанского хранятся в частных собраниях коллекционеров, в музеях Москвы, Санкт-Петербурга, Рыбинска, Ярославля, Иванова и других городов. В прошлом году на XII Гоголевских чтениях (Международная научная конференция ежегодно проходит в мемориальном доме-музее Н.В. Гоголя в Москве) он был удостоен диплома в номинации «Господин оформитель».

Высокому собранию литературоведов, в числе которых был известный исследователь творческого наследия Гоголя Юрий Манн, рыбинец представил два набора созданных им игральных карт. Первый из них «Чичиков и К°» издатель посвятил 170-летию выхода в свет поэмы «Мёртвые души». Карточными фигурами в колоде стали герои литературного произведения, рисованные замечательным художником XIX века П.М. Боклевским. Стараниями рыбинского мастера прежде популярные, а ныне забытые рисунки Боклевского обрели новую жизнь в ином качестве.

Вторая работа Алексея набор игральных карт «Вий и другие низшие духи восточнославянской мифологии». Идея создания этой колоды возникла ещё в период службы в армии. Во время учёбы в Палехском художественном училище по книгам и энциклопедиям (словарь Даля, сказки Афанасьева, труды Проппа) он изучал персонажей славянских мифов и сказок, делал зарисовки. Однажды показав эскизы одному из своих преподавателей, получил отрицательный отзыв и совет рисовать с натуры. Друзья начинающего художника, однокурсники и родственники, поддержав новый оригинальный замысел, согласились позировать. Так были созданы выразительные образы лешего и домового, русалки и кикиморы, Бабы Яги, водяного, Кощея Бессмертного и других представителей нечистой силы.

Для московского «Дома Гоголя» на Никитском бульваре художник подготовил целую плеяду изданий, посвящённых творчеству Н.В. Гоголя. Перечислить все в настоящей статье не представляется возможным.

 Мирон Орлеанский и другие

Изучением своих родословных корней Алексей увлёкся в начале 2000-х. Тогда же из источников в интернете он впервые узнал о священнике русской армии, участнике Русско­турецкой войны и сражения при Бородине Мироне Орлеанском. Впоследствии Алексей выяснил, что имя этого героя увековечено на одном из бородинских памятников. Кто он? Родственник? Прямой предок? Однофамилец? В поиске ответов на эти вопросы Алексей Орлеанский обратился к архивам. Результаты его исследований легли в основу книги о легендарном ярославском священнике.

Погрузившись с головой в прошлое, Алексей всерьёз увлёкся исследованием истории своих предков. Руководствуясь консультациями завмузея Мологского края Николая Макаровича Алексеева, он проследил историю предков по линии отца с начала XIX века. Но самое интересное, как оказалось, лежало почти на поверхности протоколы колхозных бедняцких собраний, решениями которых была раскулачена семья его прадеда Михаила Кузьмича Сутягина.

Сведения, почерпнутые из архивных документов, подтвердили бабушкины рассказы о том, что некогда Сутягины жили в деревне Антропово Мологского уезда, в трёх километрах от усадьбы Мусиных-Пушкиных Иловны. Сейчас и усадьба, и деревня покоятся под водами Рыбинского водохранилища. Прадед Алексея Михаил Кузьмич до революции служил приказчиком у рыбинских судовладельцев Цеховых. В начале 30-х со всем нажитым добром (две лошади, три коровы, около 30 овец, курятня, семья накапывала до 100 мешков картошки в год) вступил в колхоз, а через два года его из него «вычистили», отобрав всё имущество и дом. После затопления Сутягины переехали в Шестовское, здесь, работая бригадиром, Михаил Кузьмич доживал свой век.

«Как ни банально это звучит, но, узнавая историю предков, ближе узнаёшь историю своего края, своей страны. Пропуская через сердце события, известные прежде по учебникам истории, начинаешь яснее понимать, где ты живёшь». Эти слова можно отнести как к герою нашего очерка, так и к каждому, пытающемуся разобраться в эпизодах прошлого, напрямую связанных с жизнью своих родных и близких.

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме