новости 7 ноября 2013

Фотоаллюзии Александра Красоткина

В своей недавно переизданной книге «Россия вечная» литератор и философ Юрий Мамлеев пишет: «Для русской души самый кардинальный вопрос: «Что такое Россия?» Поэтому не только в литературе и искусстве, но и в русской философии Россия фактически стала одной из важнейших тем». Фотохудожнику из Москвы Александру Красоткину тема России тоже очень близка. Точкой отсчёта для его творчества стали образы дореволюционной поры, дошедшие до нас в строках Бунина и Шмелёва, живописи Коровина и на старых фотоснимках.

DSC_0020-1В Рыбинске экспозиция оказалась не случайно: Александр Красоткин здесь родился. В 1987 году он окончил школу и поступил в Военный институт иностранных языков (ВИИЯ). Осваивал специальность «журналистика и иностранные языки (китайский, английский)». После службы на Тихоокеанском флоте Александр отправился учиться в США. В 1998 году он окончил калифорнийский государственный университет (Хейвард), получив степень MBA «финансы». Работал в ведущих российских и зарубежных банках. Фотографией Александр увлёкся в 2000 году. Он неоднократно участвовал в выставках всероссийского и международного уровней, публиковался в периодических изданиях. Он член Союза фотохудожников России. Его работы хранятся в музеях и частных коллекциях в России и за рубежом.
Александр попробовал себя в различных фотографических жанрах. В последнее время он отдаёт предпочтение классической черно­-белой и пикториальной фотографии — основе основ этого искусства. «Сны о России» — это вторая персональная выставка Александра Красоткина в рыбинском музее. Первая — «Вечная молодость» — состоялась в 2009 году.
— Пикториальная фотография — направление в художественной фотографии, зародившееся на рубеже XIX — XX веков в Англии, но быстро ставшее популярным, — рассказывает Александр Красоткин. — Идеологи направления стремились не к документальности фотографии, а к глубине её внутреннего смысла. Они придавали своим работам оттенок загадочности, тайны и особой выразительности, создавали не отпечатки реальности, а художественные образы. Такой подход, безусловно, обеспечивался техническими средствами, главным из которых была такая мягкорисующая оптика, как монокль. Это простой однолинзовый объектив, позволяющий добиваться особой воздушности, объёмности, живописности изображения и как следствие эмоционального восприятия фотографии.
Пикториальная фотография успешно развивалась в России. У нас была плеяда известных фотографов: Николай Андреев, Василий Сокорнов, Николай Свищев­-Паола, Юрий Ерёмин… Они создали много интересного в этом направлении. Однако время сменило акценты: советской власти была нужна только документальная фотография: парады, стройки, улыбающиеся лица… Всё должно было быть резко, чётко, прямолинейно и понятно. А пикториальная фотография, как и живопись, — это мир тайны, искусства. Можно, конечно, сделать и документальную фотографию искусством, но, на мой взгляд, это более простая задача, нежели пытаться создать живописный образ с помощью фотографии. Причём без «Фотошопа» — ретуши, дорисовывания и так далее. Для этого нужно выбрать объектив, найти кадр, поймать свет. Задача не из лёгких, но если удаётся её решить, получается, действительно, почти живописное изображение. Его нечёткость, своего рода размытость сближает пикториальные фотографии с полотнами Ренуара, Моне, Сислея. Именно поэтому фотографию, снимаемую с помощью монокля, нередко называют фотоимпрессионизмом. Уникальность такой техники в том, что фотографии получаются совершенно разными. Изначально они были чёрно-­белыми. Цветные опыты с моноклем начались гораздо позже. Можно сказать, что я активный продолжатель именно этого направления: я создал для себя тему, в которой цветной монокль особенно ярко выражен. Она связана с изображением дореволюционной России — той, которой сейчас уже нет. Поэтому моя выставка и называется «Сны о России». Ведь сейчас мы живём в другой стране, однако каждому из нас прежняя Россия каким-­то образом снится. Даже если мы не видим старых фотографий, мы читаем художественную литературу: Чехова, Бунина, Шмелёва, Ахматову, Цветаеву. Корни этой выставки лежат именно в литературе. Это не случайно: я всегда считал, что фотография — продолжение литературы.
— Россия на ваших фотографиях иллюзорна или реальна?
— Все мои фотографии сняты в нашей средней полосе — в Ярославской области, Тверской, Владимирской. Я специально искал такие ракурсы, чтобы не было следов разрушения. Поэтому каждая фотография буквально выпестована. На каждой — образ страны. Он символичен, но одновременно реален, поскольку живёт в нашей душе. Моя выставка включает чёрно­-белую часть, снятую классическим чёрно-­белым моноклем. Смысл этого включения в том, что жизнь в России на восемьдесят лет замерла. Но не умерла. Россия вообще умереть не может. Храня в душе её прекрасный образ, ориентируясь на совершенные, классические формы, мы все движемся по пути к её возрождению…

Ольга СИМОНОВА

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме