Это колесо раскручивали несколько лет. Ремонтировали спицы, налаживали механизмы. Порой оно начинало стучать и ходить «восьмеркой». Его вправляли в нужную колею жестко и бескомпромиссно, не останавливая движения.
И вот колесо наконец-то пошло в заданном направлении, набрало скорость. И тут вдруг из него выдернули ось… Что станет с колесом, когда все спицы на месте, но основной элемент отсутствует?
— Вот и мы так же, как это колесо без оси, — говорит исполняющий обязанности главы Рыбинска Леонид Можейко. — Как наладить работу системы в отсутствии явного лидера? Как заново сконструировать колесо, воссоздать ось на ходу и не потерять направление, которое задал Рыбинску Юрий Ласточкин?
Положение, в котором оказался Леонид Можейко вместе со всей администрацией, сегодня вызывает противоречивые чувства. Злорадство и сочувствие, желание помочь и вящий интерес: с какими потерями выйдут чиновники из скандальной истории с арестом главы? Смогут ли починить свое колесо, оказавшееся вдруг без оси? Что предпримут для того, чтобы Рыбинск, казалось бы, нашедший наконец-то свой путь развития, не потерял направления?
На эти вопросы — как и что? — отвечает Леонид Можейко.
— Леонид Чеславович, будут ли в работе администрации какие-либо изменения?
— Если говорить о приоритетах работы, то они не изменятся. Но нам нужно приспособиться к новым условиям, а это, поверьте, не просто. Потерю, надеюсь, временную, испытывают все сотрудники. Тем не менее, администрация — это не просто команда единомышленников. Это отлаженный механизм или, если угодно, корпорация. Даже серьезные потрясения не могут остановить жизнь устойчивой системы, которая способна самовосстановиться.
Конечно, в нашей работе много разного рода недостатков. Объективно они есть в любой организации. Даже в природе нет ни одной совершенной системы. Каждая имеет свои сильные и слабые стороны именно по той причине, что постоянно вынуждена приспосабливаться. Вот и мы сегодня стоим на пороге изменений. Мы не знаем степень и глубину перемен, потому что не можем определить конечный результат ситуации. Но как ответственные люди — я говорю о сотрудниках администрации — мы должны быть готовы действовать в разных сценарных условиях. Это тоже признак устойчивости и дееспособности организации.
— Оказалась ли администрация Рыбинска такой устойчивой и дееспособной системой?
— Безусловно. Сегодня мы исполняем функции, возложенные на администрацию, продолжаем работу над начатыми проектами, запускаем новые и одновременно перестраиваемся. Это, скорее, не системные перемены, а некая адаптация к изменившимся условиям.
Первая задача, стоящая перед нами, — это сохранение прозрачных отношений с депутатами. Мы намерены активно принимать участие в работе рыбинского Совета, который вплотную подходит к формированию городского бюджета на 2014 год. И одновременно мы постоянно общаемся с областными депутатами, поскольку процесс работы над региональным бюджетом уже запущен.
В ближайшее время предстоит заседание местного Совета, в повестке дня которого — отчет об исполнении рыбинского бюджета за 9 месяцев и о работе администрации за этот период. Одновременно речь пойдет о перспективах на конец этого года и приоритетах на 2014 год. Предполагалось, что докладчиком будет глава Юрий Ласточкин. Теперь отчитываться предстоит мне. И я чувствую себя уверенно, потому что по всем направлениям администрация работала с хорошими результатами. Нам есть с чем войти в 2014 год.
— Говорят, что бюджет будущего год станет невероятно сложным.
— А когда бюджет Рыбинска был простым? Мы уже имеем некоторые данные на будущий год, и ничего трагического я там не увидел. Достаточно устойчивое положение Рыбинска связано с динамичным развитием экономики. Процесс этот находится за пределами общероссийского тренда. В целом и в стране, и в области наблюдается спад промышленного производства, а в Рыбинске по итогам года мы должны получить рост почти на 20 процентов. Это очень благоприятные условия, которыми мы обязаны воспользоваться.
— Чем воспользоваться? Ростом налоговой базы?
— Не только. Вместе с производством растет деловая активность, одним из показателей которой является состояние потребительского сектора экономики. В Рыбинске в приведенных ценах товарооборот вырос на 20 процентов по сравнению с предыдущим периодом. Это выше, чем рост средней зарплаты, у которой также неплохая динамика.
На таком фоне трудно говорить о катастрофе. Ее не предвидится. Более того, мы полагаем, что рост экономической активности продолжится. В пользу этого говорит, например, такой показатель: в 2012 году инвестиции в основной капитал предприятий Рыбинска составили 6,5 млрд. рублей, в 2013 году — 10,7 млрд., на будущий год мы прогнозируем 14 млрд.
— Но проблемы-то никуда не денутся.
— Проблемы не уйдут, но становится возможным приблизить их решение. Впрочем, проблемы имеют то же свойство, что и устойчивая система: они адаптируются к обстоятельствам. Если, скажем, еще недавно перед нами стояла серьезная проблема трудоустройства населения, организации хотя бы временных рабочих мест и снижения уровня безработицы, то сегодня ее заменила не менее острая проблема дефицита квалифицированных рабочих и инженерно-технических кадров. Теперь будем решать ее.
— Как? Привлекая в Рыбинск кадры из других городов?
— Это было бы хорошее решение — изменить тенденции миграционных потоков. Конечно, в первую очередь мы рассчитываем на местные кадры. Но для этого необходима реформа профессионально-технического образования. Мы разрабатываем решения совместно с областным департаментом образования, и со временем в Рыбинске появятся профтех-училища, которые начнут готовить именно тех специалистов, в которых остро нуждается рыбинская промышленность.
Одновременно мы наблюдаем и другую картину. Вместе с иностранными и российскими инвесторами в Рыбинск приезжают иногородние специалисты. Они покупают квартиры, земельные участки для строительства жилых домов. Распространяют свой опыт работы на местную среду. Яркий пример — торговый центр «Vikonda» на улице Бабушкина, застройщиком которого является ТПП «Сириус», инвестором — литовский концерн «Vikonda». Объект будет введен в эксплуатацию уже в этом году, и помимо сдачи в аренду торговых площадей, собственники намерены самостоятельно заниматься развитием гостиницы и ресторанов. Более того, концерн рассматривает возможность размещения в Рыбинске центра своего развития в России.
В администрацию Рыбинска поступили заявки от польских девелоперов, намерена развиваться французская торговая сеть «Ашан», проявила интерес к нашему городу Leroy Merlin — тоже французская компания, торговая сеть которой специализируется на продаже товаров для ремонта и строительства.
Мы наблюдаем явный всплеск коммерческой активности, который невозможен без роста зарплат, падения безработицы, активизации промышленности. Поэтому на фоне печальных событий в самой администрации общая обстановка в Рыбинске достаточно оптимистична.
— А как инвесторы реагируют на ситуацию с главой города?
— Одной из основных опасностей, характерных для бизнеса в России, иностранные инвесторы традиционно фиксируют суверенный риск или «риск государства». В Рыбинске мы имеем материализованную модель этой ситуации. Конечно, она сказывается на настроении инвесторов. Но большинство спокойны, потому что приоритеты развития, обозначенные главой еще на выборах 8 сентября, не изменились. Мы выполнили все обязательства, взятые городом для строительства завода «Русские Газовые турбины». Мы помогаем тем, кто начинает вести деятельность на территории Рыбинска, и ведем переговоры с теми, кто проявляет к нам интерес.
Но есть и тревожный звонок — по инициативе инвестора приостановлено действие концессионного соглашения по строительству спортивного комплекса на улице Боткина. На днях мы получили от ЗАО «Волга-Спорт» уведомление, что в силу неопределенной ситуации эта дочерняя структура финансовой управляющей компании «Лидер» считает пока невозможным приступить к реализации проекта. Сегодня мы прилагаем все усилия, чтобы это настроение инвестора не переросло в отказ от строительства, а отсрочка была минимальной.
Мы обязаны обеспечить преемственность, доказать, что существенные условия соглашения не изменятся.
— Сказались ли события в администрации на отношениях с крупными предприятиями?
— Все отношения строятся в рабочем режиме. На днях, например, я встречался с руководством НПО «Сатурн». Помимо прочего, мы вместе искали решение проблемы нехватки парковок рядом с предприятием. И я уверен, что мы выработаем вариант, который устроит и город, и «Сатурн». Тем более что у завода много общих с Рыбинском интересов. Мы активно взаимодействуем с «Сатурном» в создании на территории Рыбинска кластера энергомашино- строения и газотурбиностроения. Его развитие неизбежно скажется на социально-экономическом положении города. Образование, жилье, социальная среда — все должно быть адекватным современным технологиям, которые приходят в Рыбинск.
Я провел ряд встреч с руководством других предприятий и могу сказать, что общее настроение — конструктивное.
— А как отреагировали представители областной власти?
— Начну с того, что 24 октября, как только появилась возможность покинуть здание администрации, в котором шли обыски, я уехал в Ярославль, где мы с председателем регионального правительства Александром Князьковым долго и подробно обсуждали ситуацию и искали варианты самого безболезненного выхода. Встретился со мной и губернатор Сергей Ястребов. Многие руководители департаментов звонили и предлагали помощь, понимая сложность нашего положения.
Контакты с областью не прерываются, более того, они активизировались. Думаю, что это вызвано не только обеспокоенностью конкретной ситуацией. Авторитет Рыбинска в Ярославской области достаточно высок. Все понимают, что ход, набранный городом при Юрии Ласточкине, нельзя потерять. И мы должны не только не закрыть ни одной программы, а, может быть, сделать и больше.
— Даже с учетом непростого бюджета?
— Вопреки всем трудностям. В науке менеджмента есть такое понятие — творческое напряжение. Это наше обычное состояние на протяжении нескольких лет. Ласточкин задал темп и поставил практически нерешаемые задачи. В результате мы сделали для Рыбинска больше, чем могли, пребывай в спокойном, ненапряженном состоянии.
Мы развиваем и будем развивать Восточную промышленную зону Копаево. Мы вырабатываем совместное со Сбербанком решение о кредитовании индустриальных зон, которое сможет активизировать работу по привлечению в Копаево новых резидентов.
Мы участвуем в областной программе увеличения мест в детских дошкольных учреждениях. Наша цель — 240 новых мест ежегодно. Приступаем к строительству нового детского сада в районе Скомороховой горы, еще два проекта находятся в стадии разработки. Продолжится программа по энергоэффективности, в рамках которой будут утеплены еще минимум две школы города.
По-прежнему будет решаться вопрос о строительстве новой школы в микрорайоне Слип. Мы планировали в этом году выполнить работы в объеме примерно 80 млн. рублей, однако подвели проектировщики. Но вместе с проблемами порой появляются и новые возможности. Сегодня область ведет переговоры с одним из российских банков о реализации схемы государственно-частного партнерства на социальных объектах. И школа на улице Тракторной в Рыбинске уже находится в перечне объектов этой программы. Но при любом варианте мы намерены открыть новую школу 1 сентября 2015 года.
Спортивные перспективы связаны с дальнейшим развитием лыжного центра «Дёмино». Проект биатлонного стадиона включен в федеральную программу с финансированием строительства в 2015 году. В активе — решение Федерации лыжного спорта вернуть в Дёмино этап Кубка мира по лыжным гонкам. На мартовский лыжный марафон поступило столько заявок, что он, безусловно, станет рекордным по количеству участников.
Более того, существует вполне реальный проект под рабочим названием «Дёмино-2», который может вывести спортивную жизнь города на новый уровень, когда «Дёмино» станет федеральным центром зимних видов спорта и тренировочной базой для российских спортсменов.
В ближайшее время наконец-то откроется Дворец спорта «Полёт». Ввод в эксплуатацию этого объекта задержался из-за сложностей с монтажом современной вентиляционной системы и требований противопожарной безопасности. Но после открытия, которое состоится в ноябре, и воздух, и лед в «Полете» будут безупречными.
Я не буду перечислять все программы Рыбинска — о них совсем недавно говорил в интервью газете сам Юрий Ласточкин. Скажу только, что ни один проект мы закрывать не намерены.
— Ну и неизбежный вопрос: как лично вы относитесь к аресту главы?
— Мне бы очень хотелось ответить однозначно. Но во мне борются две позиции: человека и служащего. По-человечески я надеюсь, что ситуация скоротечна и скоро разрешится справедливо. Как чиновник я вынужден принимать ситуацию такой, какая она есть, и продолжать работать.
Основной смысл работы главы — я это хорошо знаю, потому что работаю с ним уже много лет — заключается в том, чтобы привнести в Рыбинске не просто заметные, а необратимые изменения в лучшую сторону. И в этом смысле метафора «прерванный полет» более всего соответствует моему настроению. Одновременно вижу в этом вызов судьбы — город не может позволить себе остановить движение, отказаться от развития. И мы, независимо от своих настроений, намерены доказать, что полет Рыбинска прервать невозможно.
…В авиации есть такое понятие — запуск двигателя в полете, что требует от летчика особого мастерства. Если сделать проекцию с небес на землю, то есть на ситуацию с Рыбинском, то она как раз тянет на аварийную, устранение которой требует от людей срочных и решительных действий.