новости 27 ноября 2013 11:06

Бюджет-2014: консервативный вариант

Говорят, денег у Рыбинска мало. Говорят, программы не будут развиваться. Говорят, развитие города может остановиться. Много чего говорят о бюджете будущего года. Информация эта, наложенная на тревожные новости о сложных федеральном и региональном бюджетах, начинает волновать особенно. Нас что, ждет катастрофа?

— Катастрофа — в Детройте, — говорит исполняющий обязанности главы Рыбинска Леонид Можейко. — У нас — непростое положение. В конце концов, признаки катастрофы — это не бюджетный дефицит, а сокращение экономического базиса. А с этим-то у нас все в порядке.

02_111В том, что с экономическим базисом у нас действительно все не так уж и плохо, каждый может убедиться самостоятельно. Ни закрытий заводов, ни массовых сокращений в Рыбинске не предвидится. Более того, в этом году открылось новое производство на предприятии «Рыбинскэлектрокабель», полным ходом идет модернизация «Рыбинского приборостроительного завода», строится и наращивает объемы НПО «Сатурн», спускает на воду катера судостроительное объединение «Вымпел».

Городская промышленность, пользуясь особыми отношениями с государством в рамках военных и гражданских заказов, динамично наращивает объемы. По итогам года предполагается, что общий рост производства составит около 20 процентов. А с открытием в 2014 году «Русских Газовых турбин» эта цифра должна увеличиться.

Вслед за промышленностью расширяется потребительский рынок. Уже открылся торговый центр «Атак», на выходе — самый крупный в Рыбинске торгово-развлекательный центр «Vikonda», в планах — инвестиции польских и французских ритейлеров.

Огромный объем работ по благоустройству, выполненный в последние годы, вывел Рыбинск из состояния увядания. И никаких признаков катастрофы на улицах заметить невозможно. Ну, а бюджет…

— Проект бюджета на 2014 и прогноз на два последующих года, вынесенный на рассмотрение Муниципального Совета, мы называем консервативным, — говорит Леонид Можейко. — При его подготовке мы опирались на то, чем будем располагать точно. Но уже сегодня знаем, что многие проекты, не вошедшие в бюджет, поддержит Правительство Ярославской области.

.....2013-3.p65Тем не менее, у желающих ознакомиться с главным финансовым документом Рыбинска цифры могут вызвать озабоченность. В 2014 году предполагается существенное снижение общего объема доходов — 4,6 млрд. рублей по сравнению с ожидаемыми 5,4 млрд. этого года.

— Да, это серьезная отрицательная динамика, — считает исполняющий обязанности главы. — Ей есть объяснение — изменения в межбюджетных отношениях. Например, перераспределение в пользу регионального бюджета доходов от НДФЛ. Но одновременно с деньгами переданы и полномочия.

Говоря простым языком, у нас забрали часть обязанностей вместе с деньгами, которые обеспечивали их исполнение. И в результате мы ничего не потеряли. Если в 2013 году город тратил 680 млн. на содержание дошкольных учреждений и еще 236 млн. получал из областного бюджета, то в 2014 году городские расходы на эти цели уменьшатся до 360 млн., а областные увеличатся до 570 млн. Точно таким же образом произошла год назад передача полномочий по здравоохранению.

— Собственные доходы бюджета в части налоговых поступлений снизились именно из-за изменения межбюджетных отношений, — говорит Леонид Можейко. — При этом мы прогнозируем рост общего объема налоговых отчислений в бюджеты различных уровней в пессимистичном варианте — на 9,5 процента, в консервативном — на 11, а в оптимистичном — на 14 процентов.

Доходы

Общий объем доходов формируется из укрупненных показателей: собственные доходы и межбюджетные трансферты. Эти категории разбиты еще на различные специфические виды доходов, терминология которых знакома экономистам. Мы же ограничимся популярным изложением: если в бюджете где-то убыло, то это не значит, что нас оставили без денег. Вместе с налогами уходят полномочия. Но деньги в город из областного и федерального бюджетов возвращаются уже в виде трансфертов, субсидий, дотаций, по целевым программам развития и прочим причинам. Правда, причины эти приходится обосновывать, а необходимость бюджетных трат — доказывать.

Закономерный вопрос: зачем менять соотношение налоговых отчислений? Не проще ли оставить все деньги в городе и тратить их по собственному усмотрению? Леонид Можейко считает, что в данный период эти условия обоснованы:

— Дело в том, что эффективное расходование бюджетных средств требует высокой квалификации. У федеральной и региональной власти существует совершенно оправданное стремление установить контроль над результативностью работы муниципалитетов. Можно сделать заявку, получить деньги и не успеть построить объект. Можно в условиях волюнтаризма просто потратить их бездумно.

Сегодня муниципальные образования конкурируют за деньги вышестоящих бюджетов. Кто-то считает этот контроль сверху излишним, кто-то его оправдывает. Но так или иначе, мы должны доказать, обосновать и затем отчитаться за эффективность использования каждой копейки. А разговоры о правильности централизации власти уходят в плоскость теоретической полемики.

Но вернемся к бюджету. Его параметры таковы: доходы — 4 646 млн. рублей, расходы — 4 806 млн. рублей, дефицит — 161 млн. С доходами все достаточно определенно: консервативный вариант наполнения город-ской казны предполагает сокращение почти на 20 процентов, компенсация потерь за счет вышестоящих бюджетов и возможный рост расцениваются как результат напряженной работы и успешного лоббирования интересов Рыбинска на региональном уровне.

Чем обеспечены доходы? Налоговыми и неналоговыми поступлениями. К последним относится, например, продажа муниципального имущества. Цифра эта снижается вместе с количеством зданий и сооружений, принадлежащих казне.

— Это нормальный процесс, который не бесконечен, — говорит Леонид Можейко. — Имущественная база постепенно сокращается. При этом растут ценовые показатели: стоимость квадратного метра увеличивается. С другой стороны, качество недвижимости падает.

Почему это происходит? Лучшие, наиболее приспособленные для жилья или ведения бизнеса площади проданы в первую очередь. В резерве остаются менее привлекательные, которые, если их не использовать, продолжают терять качество. Не использовать — слово ключевое. Город стремится избавиться от всего, что является неэффективным и несет дополнительную финансовую нагрузку. Даже недолгое время пустующее здание требует денег на содержание, трат на налоги, охрану, коммунальные услуги.

— Далеко не все, что принадлежит городу, можно использовать в городских целях, — говорит Леонид Можейко. — Скажем, в период передачи социальных объектов предприятий мы получили слишком много имущества. И сегодня целенаправленно от него избавляемся.

Стабильные доходы от продажи имущества администрация прогнозирует на период не более трех лет. При этом они будут с каждым годом уменьшаться. Другое дело — земля. Ее ресурса хватит надолго. Около 30 процентов территории города могут быть сданы в аренду или проданы. И власти города рассчитывают получить дополнительный доход порядка 200 млн. рублей в год. Для этого сегодня активно проводится работа по формированию земельных участков.

 Расходы

— Готовя проект бюджета на 2014 год, мы ставили задачу обеспечить исполнение всех своих обязательств, — рассказывает исполняющий обязанности главы. — Причем так, чтобы денег однозначно хватило и при этом качество жизни в Рыбинске не ухудшилось. Весь объем полномочий, делегированный нам на исполнение федерацией и регионом, имеет надежные источники финансирования. При этом с 2009 года существует тенденция к увеличению объемов субсидий, что говорит о том, что Рыбинск выполняет свои обязательства, и отношение Правительства Ярославской области к нашему городу серьезное.

Примером может служить проект строительства школы в микрорайоне Слип на ул. Тракторной. В 2013 году финансирование этого объекта было заложено в бюджет. Однако различные задержки с технической документацией не дали возможности приступить к работам. А в бюджете 2014 года школы нет. Но это не значит, что она не будет построена. Сегодня новая рыбинская школа значится первым номером в списке проектов, которые будут реализованы в рамках государственно-частного партнерства. Областное правительство активно ведет переговоры с финансовыми структурами — Внеш-экономбанком, Внешторгбанком, компанией «Содружество». И планы Рыбинска по строительству школы близки к реализации.

Аналогичная история с модернизацией дошкольного образования.Понимание необходимости этой работы и со стороны администрации Рыбинска, и со стороны Правительства области позволяет утверждать: в 2014 году в Рыбинске появится не 240 новых мест для дошкольников, а минимум 350. Будут построены дет-ские сады на улицах Моторостроителей, Гражданской, Герцена. Соответствующие бюджетные решения должны быть приняты в 2014 году.

В проекте бюджета нет и затрат на реконструкцию школы № 11 в Копаеве. Но Леонид Можейко уверен, что в будущем году школа откроется, потому что средства на это обеспечит областная инвестиционная программа.

280 млн. рублей заложено для Рыбинска в дорожном фонде. По сравнению с шестьюстами миллионами, потраченными в этом году, сумма кажется небольшой. Но тут есть несколько факторов. Во-первых, в начале 2013 года размер средств для Рыбинска предполагался аналогичный, и увеличение расходов стало возможным в течение года. И во-вторых, большинство крупных объектов уже построено. Но запланированный ремонт дорог сохранится. Будет продолжена и программа ремонта дворов — на эти цели предусмотрено 35 млн. рублей из городского бюджета и дорожного фонда.

 Дефицит

03Но далеко не все безоблачно. Дефицит бюджета, который преследует город многие годы, по-прежнему остается в рамках максимально допустимых Бюджетным кодексом 10 процентов, или 161 млн. рублей.

— Конечно, это плохо, — говорит Леонид Можейко. — Бюджетный дефицит — это либо некий компромисс между текущими затратами и будущими возможностями, либо безысходность, когда доходов не хватает на выполнение полномочий. Но я могу утверждать, что даже консервативный проект рыбинского бюджета обеспечивает все защищенные статьи расходов и нормативно-публичные обязательства. Оплата труда бюджетников, содержание и ремонт зданий, коммунальные услуги, зимняя и летняя уборка дорог, многочисленные программы социальной поддержки населения — все это сохранится в не меньших объемах. Сократятся средства на программы модернизации и капитального строительства. Но, как уже говорили, мы рассчитываем компенсировать эти потери из областного и федерального бюджетов.

Наличие дефицита ведет к еще одному тревожному выводу. Муниципальный долг, который сегодня приближается к миллиарду рублей, может возрасти. И его обслуживание тоже становится дороже. На будущий год обслуживание долга предусмотрено в сумме 130 млн. рублей — сумма сопоставима с размером дефицита бюджета. Леонид Можейко считает это негативным признаком и надеется, что растущий индекс промышленного производства приведет к росту налоговых доходов и позволит изменить ситуацию к лучшему. Кроме этого, существует множество резервов для экономии, которые пока в Рыбинске не используются. Например, продажа части зданий, занятых муниципальными структурами. Таким образом, реализовав программу оптимизации собственных расходов и планируя рост налоговых поступлений, в трехлетней перспективе мы предполагаем формирование бездефицитного бюджета и одновременное снижение муниципального долга.

— Разбросанность подразделений администрации по территории Рыбинска ведет к излишним расходам на транспорт, связь, — говорит Можейко. — В то же время помещения, занятые муниципалами, например на Красной площади, имеют высокую рыночную оценку. Мы предполагаем навести ревизию в своем хозяйстве, конечной целью которой станет более рациональное использование средств бюджета.

Еще один пока не использованный резерв — это коммунальные платежи. На содержание муниципальных зданий расходуется до 200 млн. рублей в год. По мнению экспертов, эту сумму можно сократить вдвое без ущерба для качества услуги. Но модернизация займет длительный период — два-три года. Это же можно отнести и к платежам населения. Как говорит Леонид Можейко, будущее — в меньшем использовании количества услуг ЖКХ без потери качественных показателей.

В 2014 году планируется увеличение налога на имущество. За жилье стоимостью от 500 тысяч до полутора млн. рублей налог повысится примерно на 300-400 рублей в год. Содержание жилья дороже полутора млн. увеличит расходы семьи на 700 руб. Это привлечет в бюджет дополнительно 5-7 млн.

Возрастет налог на вмененный доход, который платят предприниматели. Администрация выработала сбалансированный подход к этому процессу и согласовала изменения с представителями предпринимательского сообщества. Это даст еще около 12 млн. бюджетных поступлений.

Грядут изменения и в льготах на проезд. Если многодетные семьи и школьники сохранят льготу, то студентам, очевидно, ее отменят. Пенсионерам расстраиваться не придется — их льготы обеспечены вышестоящими бюджетами.

Под вопросом остается развитие некоторых крупных спортивных объектов. В проекте городского бюджета средства на эти цели не заложены, и рассчитывать можно только на областные и федеральные программы.

— Но в целом, повторю, что все переданные на уровень муниципалитета полномочия обеспечены бюджетом полностью, — говорит Леонид Можейко. — Для большей уверенности мы выбрали консервативный вариант проекта. Но надеемся подключить к развитию деньги вышестоящих бюджетов. Что-то нам уже обещано, некоторые программы находятся в процессе согласований. На нас работает авторитет Рыбинска. Мы уже доказали, что можно тратить деньги эффективно и вовремя отчитываться. Сложившиеся с областным правительством конструктивные отношения позволяют надеяться на дальнейшее сотрудничество, которое поможет городу не только обеспечить самое необходимое, но и строить планы на развитие.

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме