Рыбинец Володя Иванов стал одним из участников музыкального конкурса «Щелкунчик». В финал он не прошел, но, думаем, у юного пианиста все еще впереди.
Вова учится в 5 классе, и хотя он считает себя обычным мальчишкой, из общей толпы сверстников он все-таки выделяется. Утонченная внешность, классическая удлиненная стрижка, недетская рассудительность и… невероятная любовь к фортепианной музыке.
К своим одиннадцати годам он виртуозно играет сложнейшую концертную программу, поражая легкостью и пластикой исполнения, имеет множество наград и известность не только в родном Рыбинске, но и за его пределами.
Об успехах, звездной болезни и своей мечте юный пианист рассказал нашей газете.
— Владимир, когда ты сделал первые шаги к профессиональной музыке?
— Музыка сопровождала меня всегда, сколько себя помню. В детский сад я не ходил, все время проводил с родителями. Папа у меня вокалист хора в Казанской церкви, а мама руководит церковным хором в Сретенском храме. Она постоянно брала меня с собой на службу. А когда мне исполнилось пять лет, меня привели в музыкальную школу № 7 к замечательному преподавателю Ирине Александровне Никулушкиной. Я был напуган и взволнован, переживал, вдруг не возьмут. Чтобы меня хоть как-то успокоить, она начала играть на фортепиано. Чего только я не вытворял — танцевал, лепетал что-то, при этом не переставал плакать (смеется).
— Помнишь свое первое выступление?
— Конечно. Я вышел играть «Клоунов» Кобалевского уже на третьем месяце обучения в музыкальной школе.
Я тогда т-а-а-к боялся (шепотом)!
— Зато сейчас тебя уже узнают…
— Ну да (скромно). Приходится много ездить на областные конкурсы в Ярославль, Углич. Даже в Одессе довелось выступать на «Кубке содружества». Вообще, всегда и везде публика принимает и провожает тепло, это, кстати, тоже немаловажно для музыканта.
— На днях ты вернулся из Москвы с 14 международного конкурса юных музыкантов «Щелкунчик», где представлял Ярославскую область. Поделись впечатлениями, как все прошло?
— Конкурс такого уровня для меня не первый, но в этот раз пришлось очень непросто. Конкуренция сильнейшая, каждый музыкант со своей манерой исполнения и темпераментом. В «Щелкунчике» участвовали ребята из России, Канады, Северной Кореи, Японии — порядка 50 человек. Были и совсем юные, например, девятилетняя пианистка из Японии, которая в итоге заняла второе место. Я же в финал не попал — не хватило баллов.
В первом туре я сыграл «Полет шмеля» Римского-Корсакова в обработке Рахманинова, а во втором — «Прелюдию» Скрябина для левой руки до диез минор и «Приют» Шуберта — Листа. В результате я стал дипломантом конкурса — впервые в жизни. В других конкурсах получал Гран-при и звание лауреата. Хотя все отметили, что моя игра понравилась. Свою похвалу выразила и преподаватель из Японии Елена Ашкенази.
— Не обидно было, ведь ты долго готовился…
— Уже девять месяцев я и мой друг пианист Никита Соколов занимаемся у заслуженной артистки России Недды Израилевны Аязян в музыкальной школе при Ярославском музыкальном училище-колледже имени Собинова. До «Щелкунчика» за инструментом я проводил по 6-7 часов, трижды в неделю ездил в Ярославль. Сейчас занимаюсь чуть реже. В каникулы, наоборот, погружаюсь в музыку с головой. Предстоит еще разучить новую программу для дальнейших выступлений. Быть музыкантом — очень тяжелый, я бы даже сказал «черный», но благодарный труд. Если ты трудишься не покладая рук, тебя начинают ценить. Только так можно многого добиться.
А то, что не выиграл, — ерунда. Зато я познакомился с новыми интересными людьми, узнал, как играют другие ребята. Для меня важнее опыт, а не награды.
— А как же школа, друзья, детство, в конце концов. Не хочется иногда отдохнуть, отвлечься?
— Я стараюсь успеть все. Вроде получается. Если из-за концертов или конкурсов приходится пропускать уроки, потом наверстываю, чтобы не отстать. Учусь хорошо. В игрушки не играю. Очень люблю рисовать, много читаю — увлекаюсь биографиями известных композиторов, фантастической и научной литературой и, конечно, слушаю музыку. Современным жанрам предпочитаю джаз.
— Творчество каких композиторов тебе ближе?
— Мне нравятся абсолютно все композиторы, но ближе, пожалуй, Фредерик Шопен.
— Его называют одним из самых капризных композиторов…
— Трудно не восхищаться его музыкой. Он не заострял внимания на технике, не стремился показать свою виртуозность — музыкой он выражал настроение, состояние: радость, грусть, беспокойство. Так и я, когда играю, переживаю в душе бурю эмоций. Играю себя. Наверное, мне, как и Шопену надо было родиться в 18 веке.
— Ты талантлив, тебя любят зрители, звездной болезнью не страдаешь?
— Слава Богу, нет. Мне повезло (смеется).
— Но ты осознаешь, какой дар тебе преподнесен свыше?
— Да, и мне многие об этом твердят. Но я понимаю, что это ведь и колоссальная ответственность перед всеми, кто в тебя верит! Нужно оправдывать надежды своих близких и зрителей.
— Что тебе помогает?
— Вера. Я верю в Бога, и когда готовлюсь к выступлению, всегда прошу у Него помощи.
— Какая твоя мечта?
— Хочу стать концертирующим музыкантом, как Недда Израилевна. Она давала очень много концертов. Но сначала планирую поступить в Собиновку — надо двигаться вперед.