Те, кто верят в гороскопы, надеются, что в 2014 году лошадь, как талисман, будет помогать во всех делах и начинаниях. Рыбинец Николай Созонов так не считает. Он уверен, что лошади способны дарить человеку счастье не один год, а всю жизнь.
Готика и экзотика
Николай Созонов живет в частном доме в Ягутке, можно сказать, за городом.
А здесь без животных нельзя. Кошки, собаки — эти всегда жили рядом, говорит он, но почему-то захотелось однажды завести лошадь. Не для перевозки дров или помощи по хозяйству, нет. Просто для души. «Это сейчас лошадь для горожан стала экзотикой, а раньше многие умели ездить верхом», — вспоминает Николай Владимирович. Сам он в седле с детства, родители его работали на лошадях в колхозе, а дед делал телеги и колеса для них. Так что практически по наследству досталась ему любовь к большим и умным животным.
Несколько лет назад в хозяйстве Созоновых появилась Готика. Гнедая масть, точеный силуэт, изящные пропорции, грациозные движения — породистый стандартбред, американский рысак, на все сто оправдывал свою кличку. Да и норов у лошадки оказался непростой. «Когда покупал, ей было четыре года, продавец уверял, что объезженная, но пришлось все начинать практически с нуля. Чем породистее лошадь, тем сложнее с ней управляться. Они будто чувствуют свою стать — упрямые до ужаса, особенно кобылы: хочу — иду, не хочу — не иду.
Лошадь понимает малейшее касание, чуть ослабишь контроль — и она уже летит, как стрела! Надо контакт находить. Кнута она не понимает, пробовал — бесполезно. Только уговорами, лаской, морковкой», — объясняет правила общения с Готикой хозяин.
«Лошадка резвая, бегает ого-го как! Такой энергию выплескивать надо постоянно, — продолжает Николай Созонов. — Верхом выезжаю практически каждый день. В любую погоду и в холод — утепленную попону надену на нее, и вперед. Кругом простор! Колхозы разрушились, поля остались пустовать: гуляй — не хочу. Скачешь верхом — ощущения словами не передать. Надо пробовать».
«Золушка» и олимпийский огонь
На сельские просторы кататься на лошади Николай Владимирович зовет друзей и знакомых. «Сначала сам ездил, потом думаю — что одному радоваться? Надо и людям радость приносить. Стал искать какую-нибудь тележку, а подвернулась… карета. Смотрю: красивая, надо брать!» — рассказывает он.
Путь за исполнением мечты оказался неблизкий, за ней рыбинец отправился аж в Татарстан, в Набережные Челны. Более тысячи километров ради встречи с «Золушкой» — именно так тамошний мастер-каретник назвал свое чудесное творение. Самоучка, он воспроизводит старинные кареты. Эту, например, белоснежную, с ажурной ковкой, сделал по чертежам 18 столетия, добавив сказочные черты. «В области такая одна! — с гордостью произносит Николай Созонов. — Только на улицах города появляешься на ней, фотографировать начинают, из машин высовываются, «во!» показывают. На свадьбы просят молодожены из разных городов и даже областей».
Чтобы «подружить» Готику с «Золушкой», Николай Созонов специально ездил в конно-спортивный клуб в Свечино Переславского района на семинары по драйвингу — упряжной езде.
А недавно рыбинская карета приняла участие в эстафете олимпийского огня в Костроме. 18 октября символ Зимних Игр передвигался на нескольких видах транспорта: фантазия режиссеров направила его на ладье по реке, на русской тройке и в «императорской карете». И хотя у костромичей были и свои экипажи, но организаторы действа положили глаз именно на рыбинскую, а лошадей выбрали ярославских. «Режиссер с командой приехали на машине смотреть карету, а сами говорят: «Всё, поехали!» — «Да я не готов, лошадь еще стоит невыгулянная, мне часов пять собираться». — «Ничего, подождем», — вспоминает волнительные сборы Николай Созонов.
— В Кострому карету на грузовом транспорте доставили заранее — в два ночи, хотя выезд факелоносцев был запланирован только на половину шестого вечера. С самого утра стали ходить разные комиссии и проверять, все ли в порядке».
Церемония получилась красивая, запоминающаяся, но непродолжительная — всего минут пятнадцать. Рыбинская «Золушка», запряженная парой белоснежных лошадей, прошествовала по набережной Костромы под удивленные возгласы и всполохи фотовспышек. И хотя самому хозяину кареты на облучке посидеть не дали, но и без того рыбинский след в олимпийскую историю вписан. Да и факел в нашей карете не потух — чем не повод порадоваться?
Сани из сказки
«Карета — дело, конечно, хорошее, но только летом. Зимой на ней не прокатишься», — резонно рассуждает Николай Созонов. Потому у него и возникла идея расширить «автопарк» и обзавестись санями. Какие попало приобретать не хотелось. Нужны были такие, чтобы под стать породистой Готике. Поэтому Николай Владимирович взялся сам разработать для них проект, заказал по нему у рыбинских мастеров затейливый кованый каркас, а нарядную обшивку в морозных завитках по бирюзе и вовсе делал собственноручно. Вышло как на открытке.
Лошадь бежит, колокольчики брякают, баянист играет, снежные брызги в лицо — настоящее русское зимнее счастье! А если в санях управляет лошадью сам Дед Мороз — то просто сказка. В костюм новогоднего волшебника, по секрету рассказал Николай Созонов, он наряжается сам. «Хочется не только самому развлекаться, но чтобы и люди порадовались! У нас даже традиция родилась: каждый год 2 января мы собираемся вместе — родственники, друзья, знакомые — и выезжаем за город кататься на лошади. Что на диване у телевизора сидеть? Лучше на природе! В поле наряжаем ёлку, которую сами там и посадили. Собираем стол, греем самовар. Весело и ребятишкам, и взрослым», — делится частичкой новогоднего чуда Николай Владимирович.
И пусть в его санях всего одна лошадиная сила, зато какая!