новости 9 января 2014 10:11

Кинестетика: этому стоит научиться

«Кинестетика — школа движения для инвалидов» — именно так назвала свой проект Рыбинская городская общественная организация женщин, положив в его основу обучение уникальной европейской системе ухода за детьми и взрослыми, прикованными к постели или инвалидной коляске, за людьми, пережившими тяжелые травмы, инфаркт или инсульт.

Новый подход

кинестетика2Эта система перечеркнула «каменный век» прежних представлений официальной медицины об уходе за больным человеком. Рыбинский проект стал победителем всероссийского конкурса некоммерческих организаций, выиграв государственный грант в размере 900 тысяч рублей.
В чем же суть нового подхода? Кинестетика — наука о правильном восприятии тела, движения — своего и чужого. Владея этими принципами, можно ухаживать за маломобильным человеком, прикладывая при этом минимум физических усилий: не за него двигаться, а своими прикосновениями побуждать к выполнению движений. Движений, не вызывающих боли и колоссального напряжения.
Шесть дней по девять часов ежедневно работали с тренерами пятнадцать первопроходцев — врачей из Рыбинска и Ярославля. Никаких лекций и конспектов за столом. Исключительно практика — на полу в зале лечебной физкультуры. Тренеры — немцы Лилия Кернер и Норберт Фельдманн — руководители международной ассоциации «Кинестетикс».

Пришло переосмысление

— Люди, которые не имеют никаких проблем со здоровьем, не задумываются о том, как они выполняют те или иные двигательные действия. Если я хочу сесть из положения лежа, я просто поднимаю корпус вертикально за счет мышечного усилия. Больной человек этого не может. Методика «Кинестетикс» дает понять здоровым людям, как это сделать, избегая болевых ощущений и сильного напряжения мышц. Но чтобы понять, чтобы, условно говоря, встать на место того, за кем ты ухаживаешь, почувствовать то, что чувствует он, здоровый человек сначала должен ощутить собственное тело, его возможности, научиться правильным движениям — щадящим, уберегающим от боли и перегрузок. И научить этим движениям больного человека, не просто помочь ему, а помочь правильно, — рассказывает Максим Смыслов, врач-реабилитолог медицинского центра «Аня».
Для каждого больного система строго индивидуальна: у всех разные проблемы, разная степень тяжести заболевания или полученных травм.
К примеру, при тяжелых параличах поражена центральная нервная система, но даже если человек после занятий по системе «Кинестетикс» все равно не сможет самостоятельно вставать, у него обязательно улучшится самочувствие, крово- и лимфообращение, питание тканей, органов. Не будет пролежней, потому что он сам сможет переворачиваться, менять положение тела. Он будет дышать полной грудью, а значит, сможет избежать опасных застойных явлений в легких.
Я окончил Московскую медицинскую академию и занимаюсь реабилитацией людей после тяжелых травм, болезней, больных с инсультами, церебральным параличом.
Я досконально изучил традиционные виды лечебной гимнастики, где только ни учился, постоянно повышаю квалификацию в Москве.
И вижу, что традиционные методики не дают нужного результата, а как работать правильно — не знал.
Немцы мне дали как раз то, чего не хватало. После семинара я практически всю свою работу переосмыслил заново. Мы работали в парах, менялись партнерами. И что удивительно — за время семинара сдружились и стали как одна семья.

Легче стало мне и маме

Участницей семинара стала рыбинский журналист инвалид-колясочник Марина Орлова. Она призналась:
— Эта методика дает почувствовать именно себя главным в процессе движения, значительно расширяет горизонты возможностей больного человека. Ведь мы даже не представляем, на что способны. Мы, русские, не привыкли к такому взаимодействию. Родные люди, которые ухаживают за больным, находятся рядом, обычно просто суетятся, стараются помочь и выполняют за него необходимые действия, не дают ему двигаться самостоятельно. Кинестетика опирается на собственные способности человека. Все было настолько необычно, непривычно, что в первые дни семинара хотелось сказать — не подходите ко мне! А потом… Каждое движение, которое ты осваиваешь, просто окрыляет, и хочется заниматься дальше. Это дает новое качество жизни. Я прекрасно понимаю, что мое состояние уже не изменить. Но его можно использовать по максимуму с тем, чтобы жить, двигаться было легче — и мне, и маме, которая мне помогает. Простой пример: я научилась, опираясь на локти, плавно и осторожно ложиться на спину. Раньше просто плюхалась, а это очень больно. Система «Кинестетикс» очень важна для таких, как я.

Учитесь у детей

О первом семинаре рассказал а Ирина Букарева, председатель профсоюза медицинских работников г. Рыбинска:
— Мы решили, что на первый семинар пригласим профессиональных медиков, потому что в этой методике нужно знать анатомию человека, чтобы не навредить больному. Были представители из Ярославля — из геронтологического центра, больницы №8, а большей частью — рыбинские врачи. Признаюсь честно — в первый день возникло какое-то недоверие к новой системе ухода, которая оказалась полной противоположностью общепринятой в России. Ведь у нас как? Нам надо все побыстрей: прибежал, сам поднял, сам перевернул больного… А там все основано на плавном перемещении массы тела, снятии нагрузки с его определенных частей.
На второй день поняла: интересно!
У меня вес приличный, и я все время боюсь упасть — мне потом просто будет не встать без посторонней помощи. Для людей с избыточным весом это катастрофа. Лилия и Норберт уже на второй день научили, как правильно ходить, вставать с пола без посторонней помощи.
На третий день мы все поняли — да, ребята, этому стоит учиться, хотя и сложно физически. За четвертый и пятый дни мы уже усвоили, как в несколько приемов, не напрягая собственное тело — ни шею, ни спину, не доставляя болевых ощущений больному, усадить его в постели, переместить на стул. На шестой день мы уже работали с пациентами — взрослыми и детьми с ДЦП. И поняли, что мы, медики с высшим профессиональным образованием, просто многого не знали, даже не подозревали о том, как нужно помогать больным.
Норберт говорит: посмотрите на грудных детей, которые начинают понемногу садиться, а потом ползать. Они прекрасно чувствуют свое тело, и все их движения идеальны с точки зрения кинестетики. Потом уже, когда мы сами поднимаем упавшего ребенка, торопимся, не даем ему встать самостоятельно, дети утрачивают природные навыки.
Я абсолютно уверена, что курс по системе «Кинестетикс» нужно обязательно включать в образовательную программу медвузов и колледжей, этому нужно учить в больницах медсестер, которые ухаживают за послеоперационными больными. Нужно дать возможности пройти курс «Кинестетикс» людям, в чьих семьях лежачие больные или инвалиды- колясочники. Это будет трудно, потому что мы вместе с чиновниками от здравоохранения и образования должны преодолеть косность, сломать стереотипы и учиться, и учить! Вот поэтому в апреле, когда пройдет второй семинар в рамках нашего проекта, мы планируем провести на базе санатория имени Воровского выездное заседание областной Общественной палаты с участием депутатов, представителей регионального правительства, городской администрации. Тогда они сами поймут, что нужны срочные перемены.
Впереди — еще два семинара, в апреле и в июле 2014 года, выполнение практических заданий. Каждый, кто освоит новую методику, получит профессиональный сертификат международной ассоциации «Кинестетикс», который дает право проводить самостоятельное обучение.

Марина Морозова

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме