7 января в усадьбе Тюменевых был дан рождественский концерт из редкой, вдохновенной, оригинальной музыки русского дворянства последнего десятилетия 18 века, которая до недавнего времени считалась безвозвратно утерянной. Историю уникальной музыкальной находки поведал слушателям Владимир Хробыстов, руководитель ансамбля «Воздушные замки».
И так, рождественский вечер 7 января. Обновленная улица Чкалова, бывшая Мологская. Небольшой, но удивительно гармоничный по своей конфигурации и замечательной акустике зал в особняке Тюменевых, построенном в начале 19 века по проекту знаменитого Карла Росси. И сегодня это одно из самых красивых зданий старого Рыбинска. Его владельцы завещали навсегда отдать особняк детям. Так и вышло — сегодня здесь располагается Центр детского и юношеского туризма и экскурсий.
Есть в здании большой зал, и вряд ли стоит сомневаться в том, что в свое время здесь звучала музыка русского бала. Как знать, может, и эти стены хранят память о самом первом русском вальсе, удивительном по своей красоте менуэте мадемуазели Синявиной и полонезе господина Синявина, которые невероятным образом через двести с лишним лет получили свое второе рождение с легкой руки рыбинских музыкантов.
— В 1989 году, будучи ещё студентами, мы решили собрать в Рыбинске ансамбль, который назвали «Манускрипт», — рассказывает Владимир Хробыстов, руководитель ансамбля «Воздушные замки». — На одну из первых репетиций пианист Александр Аханин, ныне живущий на том берегу Атлантики, принес какие-то потрепанные ноты. Он откопал их в макулатуре музыкальной школы имени Чайковского. Каково же было наше удивление, когда обнаружилось, что старые нотные листы — не что иное, как фрагменты большой танцевальной сюиты, в которой наряду с англезом, аллемандой, контрдансом, экосезом были и старинный вальс, менуэт, полонез! Сюиту дополняла небольшая «Столовая симфония». Кроме того, там был обрывок очень забавной увертюры к первой в истории оперы, написанной на русское либретто. Опера называется «Храброй и смелой витязь Архидеич». Её написал некий барон Эрнест Ванжура, живший в Петербурге.
Мы собрали это всё, сделали ансамблевую редакцию, восполнили недостающее и осенью 1990 года сыграли серию концертов в Рыбинске, Ярославле. Тогда в состав ансамбля вместе со мной входили тот самый пианист-клавесинист Саша Аханин, на скрипке играла Сабрие Бекирова (ныне одна из немногих в мире женщин-дирижёров), на виолончели — Александр Кадин (сейчас дирижёр и концертирующий контрабасист в Германии). Концерты проходили успешно, музыка нравилась слушателям.
В честь менуэта мадемуазели Синявиной было даже написано несколько стихотворений, вошедших в изданные сборники…
Но эти концерты не вызвали серьёзной реакции со стороны музыкальных историков, музыковедов. Заявления рыбинских музыкантов об обретении совершенно особенной музыки остались неуслышанными, и это отчасти убедило Владимира и его коллег в том, что они преувеличили значение своей находки.
С тех пор в музыкальной истории Владимира Хробыстова и его ансамбля, который одно время был известен как «Рыбинский консорт», а позже — «Воздушные замки», состоялись интереснейшие проекты: международная концертная серия «Классика без границ», познавательный цикл концертов «Галопом по Европам», летние сезоны камерных музыкальных вечеров в кафе «Фаэтон».
Но лет пять назад Владимир решил снова вернуться к той давней музыкальной находке. Новый проект, по его признанию, был «одним из самых сумасшедших». Старинной партитуры в то время в Рыбинске уже не было — Александр Аханин увез ее в Эквадор, где живет уже много лет. Владимир взялся восстанавливать старинную танцевальную сюиту по памяти. Первыми на бумагу легли звуки «Застольной увертюры», или «Столовой симфонии», а дальше — музыкальные портреты Синявиных и один из первых русских вальсов.
В чём же ценность этого открытия? До сих пор исследователям истории музыки не были известны танцевальные сюиты, написанные для русского бала ранее 1811 года. Владимир Хробыстов с большой уверенностью заявляет, что эта танцевальная сюита сочинена в 1790 — 1795 годах, после французской революции. Её состав и стилистические признаки свидетельствуют о том, что музыка написана либо итальянцем, жившим в России, либо русским композитором, учившимся в Италии. Вероятность второго даже выше.
Танцевальные номера перемежаются музыкальными портретами дворян Синявиных (или Сенявиных) — менуэтом и полонезом, которые явно написаны человеком, близким к этой семье. Музыкант предположил, что автор музыки был влюблен в госпожу Синявину: в менуэте, посвящённом ей, слышится восхищение и печаль взволнованной души, настоящая любовная лирика. Очень красив, полон достоинства, офицерской стати полонез господина Синявина.
По некоторым предположениям, автором этих сочинений может быть дочь адмирала Синявина, Екатерина Алексеевна, фрейлина Екатерины II. Однако Владимир Хробыстов считает эту версию маловероятной: «Дело в том, что в сюите есть вальс. Но мы знаем, что вальсы появились в русском обиходе лишь в самом конце XVIII века, примерно в 1794 году.
Екатерина II ушла из жизни в 1796 году. Поэтому вальс из этой танцевальной сюиты — один из первых, а может быть, даже самый первый русский вальс».
И что интересно — в то время как на столичных балах в поздние годы правления императрицы Екатерины всё более распространялась увеселительная лёгкая музыка, найденная сюита отличается величественной классичностью, возвышенной красотой, что делает рыбинскую находку уникальной.
Чтобы представить ее рыбинцам, Владимир задумал старинный бал. Ансамбль «Воздушные замки», в составе которого также Татьяна Буткина (фортепиано, клавесин) и Людмила Елисеева (скрипка), пригласил в этот проект клубы исторической реконструкции «Танелорн». Осенью 2011 года русский бал екатерининской эпохи, отшумев в Рыбинском музее-заповеднике и других городах области, стал ярким событием музыкальной культуры Ярославского региона.
И снова та же «проходящая» реакция — без внимания историков, преподавателей, искусствоведов, констатируют рыбинские музыканты.
Впрочем, через два года, в конце декабря 2013 года, Владимир Хробыстов получил письмо от московского искусствоведа Аскольда Смирнова, который рассказал, что давно искал эту музыку, находил в некоторых источниках упоминания о ней. «В них значилось, что рукописи, вероятно, утрачены, — рассказывает Владимир. — А совсем недавно Аскольд услышал запись танцевальной сюиты, которую мы разместили на Youtube. Потом он приехал в Ярославль, проник в какие-то неведомые архивы и нашёл ещё одну рукопись этой музыки, прислал мне фотографии двух страниц. Да, это те самые менуэт Синявиной и полонез Синявина!
Это новый для истории российской культуры пласт музыки, совершенно не изученный, таинственный и прекрасный! Я очень надеюсь, что вместе с Аскольдом мы сможем открыть эту удивительную, необычную музыку для наших соотечественников, и они смогут понять, почувствовать высоту той России, которая осталась забытой, перечёркнутой».
Зал в усадьбе Тюменевых был полон, концерт старинной музыки прошел на одном дыхании. Зрители долго не отпускали музыкантов, которые исполнили на бис самые яркие музыкальные фрагменты.
Марина МОРОЗОВА