В пользу того, чтобы сбросить газ перед ограничивающим скорость знаком, — нервное пиканье «антирадара», свежие вести сарафанного радио про то, где прячутся приборы ГАИ, реальная перспектива отхватить штраф. На другой чаше весов неистребимый наш искуситель — авось. С появлением на дорогах автоматических средств фотовидеофиксации народная мудрость в духе «тише едешь — дальше будешь» обретает новую актуальность.
Штрафы по линии ГИБДД год от года становятся все грандиознее, но вот парадокс — нарушений все равно остается много, свидетельствует упрямая статистика.
И одни из самых популярных — по-прежнему превышение скорости и неправильная парковка. «А вдруг да пронесет!» — в последнее время подобная логика дает сбой. Городские джунгли все чаще «прочесываются» полицией с помощью автоматизированных средств фотовидеофиксации, которые за одни только сутки выявляют десятки и даже сотни нарушений. В дальнейшем эта тенденция будет набирать обороты: современная техника все прочнее входит в обиход стражей порядка, ее количество на дорогах города и района продолжает расти. А вместе с тем, к сожалению лихачей, и вероятность нарваться на штрафы.
Уже сейчас прибор с прозрачным названием «Паркон» выходит на дежурство в ежедневном режиме, вне зависимости от капризов природы. Ни дождь, ни снег, ни мороз не властны над его «всевидящим оком». Оно нацелено на выявление машин, брошенных под запрещающим знаком, а также под углом к трассе, что тоже против правил. Но тем не менее зрелище это весьма распространенное для рыбинских улиц. Поэтому маршруты экипажа ГИБДД с «Парконом» «на борту» проходят именно там, где оставленные не у дел автомобили наиболее осложняют дорожную обстановку. Изза них сужается проезжая часть, затрудняется движение общественного транспорта, создаются аварийные ситуации. Самые проблемные места известны всем нам, это улицы Стоялая, Луначарского, Кирова (от рынка и до Волжской набережной), Димитрова, Фурманова, пр. Ленина (в районе «Макдоналдса»), Волжская набережная (у Мытного рынка), Ломоносова (на участке рядом с налоговой инспекцией и БТИ). Список можно продолжать. Прибор в автоматическом режиме фиксирует припаркованный транспорт, его госномер, а также дату, время, положение объекта в пространстве с помощью спутниковой навигации. Далее фотографии авто с перечисленными данными уходят в Ярославль, где они обрабатываются, а затем владельцу направляется «письмо счастья». Ежедневно «штрафная» армия прирастает человек на тридцать. Всего за 2013 год «Паркон» выявил 8 671 нарушение.
Но интересно другое. Некоторые автовладельцы умудряются попасть в поле зрения прибора по пять раз за неделю (!) и накопить солидную сумму штрафов за ежедневное нарушение правил парковки. Санкции, между прочим, неслабо бьют по кошельку. Припарковал машину «елочкой» — изволь заплатить 500 рублей, поставил под запрещающий знак — рискуешь распрощаться с 1,5 тысячами рублей, остановился на парковке для инвалидов — тут наказание еще жестче: от 3 до 5 тысяч рублей. Что и говорить, авось нынче становится роскошью.
Кроме «Паркона», безмолвно фиксируют нарушения на дорогах пять приборов «Арена». Их зона ответственности — скоростной режим. В среднем, по данным ГИБДД, этим оборудованием выявляются от 60 до 100 фактов превышения скорости ежедневно, за месяц их число достигает 1,5 — 2 тысяч, а годовая статистика едва не дотягивает до показателя 33 тысяч зафиксированных нарушений. При этом абсолютное большинство водителей, оставшихся в памяти «Арены», грешат сдвинуть стрелку спидометра на 40-60 км/час выше положенного.
В денежном эквиваленте страсть к экстриму выражается так: от 1 до 1,5 тысячи рублей штрафа. Среди любителей быстрой езды есть и абсолютные рекордсмены, кто то и дело наступает на финансовые грабли. Чрезвычайно «удачливый» водитель в течение одного дня четырежды был уличен в превышении скорости на одном и том же участке дороги: две поездки в Ярославль обошлись ему в 10 тысяч рублей — четыре максимальных штрафа.
«Нарушать становится откровенно невыгодно, — считает инспектор по пропаганде безопасности дорожного движения ГИБДД Рыбинска Сергей Минеев. — Статистика такова, что именно там, где можно разогнаться, чаще всего машины и бьются. Соответственно участки дорог, которые манят ровным асфальтом и отсутствием светофоров, регулярно оказываются в поле зрения «Арены». Приборы выставляются с учетом анализа аварийности там, где частая причина ДТП — превышение скорости. И таких мест в Рыбинске порядка двух десятков». Перечислять их все не имеет смысла. Любой, даже начинающий водитель знает: это трасса Рыбинск-Ярославль, все шести и четырехполосные городские автострады, среди которых
ул. Софийская, пр. Революции, пр. Ленина, Окружная дорога, Волжская набережная, улицы Ак. Губкина, Суркова.
В текущем году количество приборов, выявляющих нарушения в автоматическом режиме, должно увеличиться. Логика ясна. Техника «заступает на смену» в любую погоду и работает за десятерых, с ней нельзя «договориться», ей не будешь ничего доказывать, спорить и скандалить, перед ней все равны. Приборы исключают пресловутую коррупционную составляющую и человеческий фактор, соответственно меньше спорных ситуаций между водителем и инспектором, конфликтов, недовольств и ненужных эмоций. В конце концов, цель внедрения технических средств, подчеркивают в ГИБДД, — не собрать больше штрафов, не вогнать в страх участников дорожного движения, а навести порядок на дорогах и — но это уж совсем программа максимум — в головах тех, кто садится за руль. Вдумайтесь: только в прошлом году на трассах города и района погибли 36 человек, ранены — 280. Стоило оно того, чтобы торопиться к такому конечному пункту?