Утром — деньги, вечером — стулья. Эту бессмертную фразу классиков советской литературы вполне можно применить к капитальному ремонту многоквартирных домов. Деньги мы платим сегодня, а ремонт получаем через год, два, пять, десять лет — кому как повезет. И торг здесь неуместен. Как, впрочем, неуместно и слово «повезет». Это только с первого приближения кажется, что в утвержденном региональной программой списке домов год ремонта проставлен хаотично. А если разобраться…
Разбирались мы с исполняющим обязанности главы Рыбинска Леонидом Можейко. Он, как и все сотрудники муниципальных образований Ярославской области, познакомился с областным законом меньше месяца назад. А сегодня уже вынужден с головой погрузиться в проблему.
Ремонт как необходимость
— Леонид Чеславович, капремонт многоквартирных домов — это действительно актуальная проблема, которую необходимо срочно решать?
— Актуальная. А для некоторых домов — срочная и необходимая.
— Почему именно сейчас?
— Несколько лет в регионе работала программа капитального ремонта, которую финансировал государственный Фонд реформирования ЖКХ. Результаты работы видны любому жителю Рыбинска и Ярославской области. Новые крыши, свежевыкрашенные яркие фасады — все это результат работы программы. Но с этого года к участию в капитальных ремонтах привлекаются собственники жилья. И схема финансирования работ принципиально меняется.
— Значит, еще в прошлом году государство давало деньги на ремонты многоквартирных домов, а сегодня переложило проблемы на плечи населения?
— Да, патернализм закончился. Он и не мог продолжаться долго. Бремя содержания имущества во всем мире несет собственник. Это касается и жилья. Скажем, владелец частного дома никогда и не рассчитывает на чью-то помощь в его ремонте. Он всегда и все делает сам и исключительно на свои деньги. А многоквартирный дом отличается от единоличного только одним — в нем есть общедомовое имущество. Как его содержать?
В абсолютном большинстве случаев собственники квартир не могут об этом договориться. Поэтому государство взяло на себя функцию регулятора. А его участие в финансировании будет продолжено. Но уже по другой схеме и, очевидно, в гораздо меньшей степени.
— То есть еще не все вопросы решены, раз вы говорите — очевидно?
— Сформирован основной принцип работы — совместное участие собственников в капитальном ремонте. Однако рычаг государственной и муниципальной поддержки еще не проработан: не оговорено соотношение, степень участия, не конкретизированы случаи, когда помощь бюджетов можно привлекать.
— Но муниципалитеты в любом случае будут финансировать капитальные ремонты, поскольку являются собственниками неприватизированного жилья.
— Да, муниципалитеты не являются исключением и должны точно так же, как и все владельцы квартир, платить за свою собственность. Но в Жилищном кодексе определено, что содержание жилья, текущий и капитальный ремонты производятся за счет платы по договорам социального найма. Я полагаю, что необходимо расходы бюджета включить в стоимость этих договоров. Сегодня цена определена областным департаментом ЖКХ — 5,86 рубля за квадратный метр
— Нам опять диктуют условия…
— Ну если мы сами не можем принять решение, его за нас принимают другие. И особой альтернативы у нас нет. Никто ведь не будет спорить, что капитальный ремонт нужно планировать, а в некоторых случаях — приступать к работам немедленно. В идеале это должно делать собрание собственников жилья многоквартирного дома, потому что на них лежит бремя содержания не только их владений, но и имущества, которое имеет статус общедомового. Но на практике уровень самоорганизации собственников не позволяет это сделать. Не будем говорить о причинах, просто констатируем: владельцы квартир многоэтажного дома не в состоянии собраться вместе, определить сумму, которую каждый будет регулярно перечислять, открыть накопительный счет, контролировать оплату, назначить последовательность работ — когда необходимо ремонтировать крышу, когда подвал, лифты, электро- и газовое оборудование и т.д.
А ведь далее еще нужно составить техническую документацию, смету, найти исполнителя, проконтролировать ход работ, принять их по акту…
В общем, выбора у нас нет — эти полномочия берет на себя государство в лице регионального оператора.
К вопросу о доверии
— Где гарантия того, что региональный оператор выполнит все обязательства?
— Региональный оператор — а это областной Фонд капитального ремонта — некоммерческая организация, учредителем которой является Правительство Ярославской области. Фонд не может заниматься бизнесом и обязан тратить деньги исключительно на ремонты. Даже содержание аппарата Фонда финансируется не из денег, которые перечислит население. Это значит, что абсолютно все собранные средства будут тратиться на проведение капитальных ремонтов.
— У населения нет доверия к любым действиям, связанным с системой ЖКХ.
— Не будем говорить о причинах недоверия — основания сомневаться у населения есть. Но одновременно существует и выбор. Если вы не доверяете Фонду, вы можете открыть специальный счет для накопления денег, а не перечислять их в общий котел. Принять такое решение может собрание собственников жилья многоквартирного дома. А у ТСЖ и ЖСК есть возможность открыть специальный счет не в Фонде, а в уполномоченном банке. Но нужно понимать, что, помимо возможности контроля над расходованием денег, у вас появятся и все обязанности, которые заложены в законе: выполнить весь комплекс работ технического заказчика — от проектирования и составления сметы до приема работ у подрядчика и оплаты договора.
— То есть, открыв спецсчет, люди сами могут определить, что и когда им ремонтировать в своем доме?
— Последовательность проведения работ определяется не желанием населения, а объективными причинами: техническим состоянием дома и его элементов. Этой информацией владеет региональный оператор. Региональная программа капитального ремонта многоквартирных домов, принятая в Ярославской области в конце декабря 2013 года, имеет перечень всех домов, включая те, что расположены на территории Рыбинска. Сроки по каждому дому определены и корректировать их нужно не по желанию собственников жилья, а по техническим основаниям. Эти списки будут актуализироваться ежегодно, поскольку ситуация, возможно, изменится, и еще вчера вполне добротный дом сегодня может стать опасным для здоровья и жизни граждан.
— И что бы вы посоветовали людям выбрать: поручить все региональному оператору или попытаться заняться капитальным ремонтом самостоятельно?
— Теоретически, конечно, самостоятельность привлекательнее. Но с учетом реалий я бы, скорее, посоветовал действовать через регионального оператора. Это позволит урегулировать работы, избежать ненужных споров, рационально тратить деньги. Но повторяю: выбор есть у каждого, главное, чтобы он был осознанный, и в дальнейшем люди понимали, что приняли на себя не только функции контроля, но и обязанности заказчика.
Общий котел
— Мы платим деньги сегодня, а ремонт получаем через 10 лет. Это как, нормально?
— Вся суть затеи сводится к тому, что деньги сначала накапливаются, и только затем тратятся. Это не значит, что ваши перечисленные в Фонд рубли лежат замороженные и дешевеют вместе с инфляцией. Деньги в первую очередь тратятся на ремонт тех домов, которые находятся в критическом состоянии. Как если бы у вас взяли в долг, а затем его отдали. Или вы у соседнего дома занимаете деньги на то, чтобы сегодня провести ремонт, а завтра возвращаете. Причем отдаете по частям, ежемесячно перечисляя установленную сумму региональному оператору.
— А что со спецсчетами? Деньги, которые скапливаются на них, тоже можно «взять в долг»?
— Нет, на спецсчете деньги только накапливаются. Но тут уж каждому решать: доверить распределение денег Фонду или держать их неприкосновенными, но рискнуть потерять на инфляции.
— Тем не менее, как-то не логично тратить деньги, собранные с владельцев квартир в Рыбинске, на ремонт домов в Ярославле или Пошехонье.
— Отчего же, все очень логично. Региональный оператор владеет информацией обо всех домах Ярославской области. Другой вопрос, что могут быть несколько операторов. Один из них может действовать только на территории Рыбинска и оперировать рыбинскими деньгами и рыбинской информацией. Это тоже будет общий котел, но только для городских многоквартирных домов. И заимствования станут не межмуниципальными, а междомовыми.
— Но сегодня определен только один оператор.
— Одна из законодательных инициатив, которые администрация Рыбинска и Совет депутатов предлагают на рассмотрение Ярославской областной Думе и Правительству, касается введения нескольких региональных операторов. Мы преследуем простую цель: на месте проще собрать актуальную информацию, проще контролировать процесс расходования денег, наладить контакт с жильцами. Наличие регионального оператора, который работает с рыбинским населением, считаю целесообразным.
— Какие еще предложения сделала области рыбинская исполнительная и представительная власть?
— В основном они касаются нормативно-правовых актов, призванных сделать процесс более прозрачным. Например, мы предлагаем делегировать муниципалитетам работы по проведению ежегодного мониторинга состояния жилого фонда, возможности корректировки программы капитального ремонта, утверждение краткосрочных планов. Отвечая за исполнение программы на территории города, мы должны иметь возможность и влиять на ее формирование. В конце концов, на месте виднее, какой дом и когда требует ремонта, что неожиданно пришло в негодность и где нужны срочные меры.
Кроме этого, для нас важно иметь детально проработанные документы, которые устанавливают порядок формирования краткосрочных планов и внесения в них корректировок, определяют степень государственной и муниципальной поддержки.
Еще наши предложения — поручить муниципалитетам решение вопроса заимствования между домами внутри муниципального образования, делегировать функции технического заказчика на муниципальный уровень. Мы готовы взять на себя больше обязанностей, чем определено сегодняшней редакцией областной программы. Смысл в том, что если концепция основана на ответственности собственника, то эту ответственность нужно максимально локализовать внутри территории.
— Если определят финансовое участие муниципалитетов в проведении капитальных ремонтов, выдержит ли рыбинский бюджет дополнительную нагрузку?
— Нужно тщательно определять приоритеты бюджета. Направлений, на которые хотелось бы расходовать бюджетные деньги, много.
А динамика увеличения доходной базы отстает от роста потребностей. Наверное, это нормально, потребности и должны опережать возможности, в этом заключается смысл развития. Но могу точно сказать: тема капитального ремонта затрагивает интересы самого широкого круга граждан, и мы будем искать необходимые средства для бюджетной поддержки этой работы, как только станет ясен принцип государственного субсидирования.
— А какие обязанности на местную власть возложены сегодня?
— Мы должны организовать проведение общих собраний собственников жилья, снабдить жителей полной информацией. Конечно, мы планируем выпуск специальных буклетов, открытие в газете «Рыбинские известия» постоянных рубрик с ответами на вопросы горожан, «горячую линию». Но установленный срок — до 1 марта — слишком короток, чтобы люди разобрались в ситуации и приняли осознанное решение. Поэтому мы предлагаем отодвинуть срок проведения собраний до 1 июля, а начать взимать плату на капитальный ремонт не с 1 мая, а с 1 сентября 2014 года. Федеральное законодательство позволяет сделать это.