Можно ли на багетах делать бизнес? Кажется, простенькие деревянные и пластиковые рейки, которые вполне можно купить в любой фотомастерской по размеру, цвету, форме и разумной цене. Хочешь — зеленый, хочешь — синий, любой подходящий вашим обоям на домашних стенах и мебельной отделке. Какие деньги можно сделать на фоторамках?
Оказывается, можно, и неплохие. Правда, не на фоторамках, а все-таки на багетах, и не абы каких, а профессионально подобранных к картине, вышивке, фотографии.
У Натальи Золотковой два высших образования. Она — школьный учитель и психолог. Окончив санкт-петербургский вуз, она несколько лет отработала в школе. Но в начале девяностых, когда зарплата стала символической, ушла из образования. Некоторое время сидела с ребенком дома. А потом обнаружила в себе творческие наклонности.
— Заинтересовалась оформительской работой, окончила дизайнерские курсы, съездила на мастер-классы и семинары и в 2011 году впервые начала предлагать услуги по багетному оформлению, сначала — в компании единомышленников, а сейчас самостоятельно, — вспоминает Наталья.
Великие художники разных эпох придавали огромное значение выбору обрамления для своих картин, делая эскизы элементов багета, или даже сами его изготавливали. Леонардо да Винчи, например, считал, что «рама создает специальный ореол вокруг картины, она не должна просто обрамлять, она должна быть с ней единым целым».
В России художественно-оформительское искусство было практически утрачено в двадцатом веке.
И возродилось оно только к началу двухтысячных. Именно тогда багеты вновь начали рассматриваться не как простые рамки, а как предмет оформительской деятельности. И постепенно для некоторых стали бизнесом.
В октябре прошлого года Наталья зарегистрировалась как индивидуальный предприниматель, получила небольшой грант центра занятости на открытие собственного дела, два месяца назад арендовала помещение на углу Волжской набережной и улицы Гоголя и повесила на входе вывеску — «Багет Багетыч» — собирательный образ русского умельца, профессионального, доброго и уважаемого.
— Вы удивитесь, но основные мои клиенты — это вышивальщицы, — рассказывает Наталья. — Я сама поразилась, насколько в наше время развита индустрия рукоделия. Приносят картины, вышитые крестиком, бисером, лентами. Живописи гораздо меньше. Ну и, конечно, фотографии, в основном торжественных моментов жизни.
«Подсесть на швейную иглу» может и пенсионерка, и студентка, любой, кого увлекает долгая кропотливая работа. На стенах уютного, очень женского офиса Натальи действительно в основном вышивки. Простенькие, почти детские картинки, профессиональные художественные произведения, иконы из бисера. Последние сейчас особенно популярны, они будто светятся изнутри, а издалека, в тяжелых узорчатых багетах их вполне можно принять за настоящие живописные иконы в старинных окладах.
— Порой такие шедевры приносят — залюбуешься, — рассказывает Наталья. — Довелось оформлять вышитую крестиком картину, над которой вышивальщица работала два года. Там такие мелкие крестики, что их практически не видно, полотно скорее похоже на тканый гобелен. И каждым крестиком мастерица дорожит.
Такие произведения передаются из поколения в поколение. Их с гордостью демонстрируют гостям и дарят самым дорогим близким. Но чтобы вышитая картина приобрела законченный вид, нужна рама — багет, который защитит ее от света и пыли, подчеркнет достоинства, а самое главное — сохранит в целости.
— В современном художественно-оформительском деле большое внимание уделяют тому, чтобы сохранить произведение, не повредить ему, — Наталья показывает, как аккуратно крепится полотно. — Мы не используем ни металлических скобок, ни агрессивных клеев. Мастерицы в любой момент могут снять багет без ущерба для полотна и оформить картину заново.
Само оформление — дело вкуса либо владельца картины, либо Натальи. Сегодня она — профессиональный дизайнер, и в своей работе учитывает и тему картины, и сочетание цветов и материалов, и интерьер помещения, для которого картина предназначается. При этом она следит за современными тенденциями в оформительском искусстве, поскольку часто бывает на профессиональных форумах, семинарах и мастер-классах.
Сегодня в мастерской «Багет Багетыч» трудятся два человека. Помимо Натальи, которая занимается дизайном, здесь работает мастер. Специальные станки позволяют ему натягивать на основу мягкое полотно, резать рейки багета, крепить паспарту и стекло. Вариантов оформления — множество. Одна стена в офисе «Багета Багетыча» целиком увешена образцами. Но Наталья намерена расширять ассортимент, когда финансы позволят, в конце концов, два месяца — не тот срок, когда можно подводить итоги.
— Еще хочу приобрести компьютерную программу, которая поможет заказчику увидеть, как будет выглядеть его произведение после оформления, — говорит Наталья. — Дорого, конечно, около миллиона рублей, но очень нужно для работы. Далеко не каждый может четко представить себе, что он хочет получить в конечном счете. А здесь можно сразу выбирать из нескольких вариантов. Ничего, вот «подрастем» и купим.
…Два слоя паспарту, стекло, тонкая рамка — и маленькая вышивка с лошадьми, как по волшебству, становится завершенной картиной. Наталью не пугают трудности работы частного предпринимателя — глаза боятся, руки делают. Ее не страшат экономические проблемы — под лежачий камень вода не течет. Она обязательно привезет в «Багетыч» — так называют салон постоянные клиенты — новые образцы паспарту и багетов, расширит мастерскую, «подрастет» и купит компьютерную программу. «Я амбициозная и развивающаяся, — говорит она о себе. — Я не могу позволить себе стоять на месте и получать маленькую зарплату».