Чем стала наружная реклама в современной действительности? Все тем же неутомимым двигателем торговли, ненужным атавизмом, портящим городскую среду, или же доходным бизнесом, приносящим пользу не только предпринимателям, но и муниципальной казне?
Расставить все точки над «i» в непростом рекламном вопросе собрались на прошлой неделе представители рыбинского бизнес-сообщества, в первую очередь рекламных агентств, и специалисты городской администрации. Поводов для обсуждения было несколько. Во-первых, произошли изменения в Федеральном законе «О рекламе», в соответствии с которыми на городском уровне была разработана схема размещения рекламных конструкций, определяющая места их установки, типы и виды и включающая в себя адресный перечень. Во-вторых, даже без указаний сверху очевидно, что назрела необходимость упорядочить наружную рекламу в городе, ведь порой дело доходит до абсурда – рекламные конструкции появляются незаконно, их устанавливают даже на коммунальных сетях.
Рекламный ход
Перемены в наружной рекламе не заставят себя ждать – всем участникам этого обширного рынка придется играть по новым правилам уже с марта-апреля текущего года. Вся соль в том, что отныне каждое рекламное место будет расторговываться на аукционе, а срок договора аренды составит пять лет.
Говоря о схеме размещения рекламных конструкций, исполняющий обязанности главы города Леонид Можейко уточнил:
«Смотрите на наши предложения в свете грядущих изменений как на попытку найти лучшее соотношение между интересами города, потребителей и производителей рекламы. Основная причина предлагаемых изменений — требования Федерального закона и неудовлетворительное состояние бизнеса наружной рекламы в Рыбинске. Прежде всего он недостаточно хорошо регулируется. Есть большое количество примеров, когда рекламные конструкции установлены без разрешения, а обязательства компаний в части платежей за их установку и эксплуатацию не осуществляются, когда выявляются просроченные арендные договоры. Мы хотим сделать рекламный бизнес более прозрачным, опираться на долгосрочные договоры размещения рекламных конструкций, чтобы всем участникам рынка было проще ориентироваться и планировать свою деятельность».
На данный момент процедура подготовки необходимых документов не завершена — на утверждение Муниципального Совета ни схему размещения рекламных конструкций, ни условия торгов не выносили. Естественно, что предприниматели хотят влиять на этот процесс. Их заверили, что любые комментарии и пожелания будут приняты во внимание. В первую очередь бизнесменов интересует, увеличится или сократится рекламное пространство в городе.
Директор департамента архитектуры и градостроительства Любовь Тихонова заверила: число потенциальных рекламных мест на территории города не сократилось.
К примеру, если в 2008 году было оформлено 199 договоров на установку габаритных рекламных конструкций, то в текущем определено 211 оперативных мест для этих целей. Всего же в адресном списке с учетом всех видов рекламных конструкций таковых насчитывается более трехсот. «При разработке схемы за основу были приняты уже существующие рекламные места, а также включены новые для того, чтобы максимально удовлетворить потребности предпринимателей, занимающихся рекламным бизнесом. В схеме утверждены одиннадцать типов рекламных конструкций – все они, за исключением двух новых (небольших рекламных тумб и особого вида баннеров на столбах освещения — прим. ред.), уже известны и привычны горожанам», — отметила она. Несмотря на то, что разработчики внесли в документ новые точки размещения рекламных конструкций – на улице Свободы, Крестовой, проспекте Ленина, Волжской набережной, улице Плеханова, 9 Мая, Волочаевской, Ширшова, Гражданской и прочих, часть городских территорий останется свободной от них. Областной департамент культуры не согласовал размещение больших панно на улице Большой Казанской, дополнительных конструкций перед фасадом Спасо-Преображенского собора, щитов 3 на 6 метров на улице Плеханова.
«Разработанная схема – это серьезная попытка улучшить, сбалансировать ситуацию. С одной стороны, мы должны максимально учесть интересы предпринимателей, с другой – обеспечить приемлемые условия для жителей. Мы не можем превращать городское пространство в газету бесплатных объявлений», — пояснил позицию администрации Леонид Можейко.
Цена вопроса
Доходы от рекламной деятельности, пополняющие городской бюджет, на данный момент не соответствуют масштабу рекламного рынка города. 1,5 – 2 миллиона рублей ежегодно не могут считаться экономически значимой величиной. Об этом говорит и анализ рынка наружной рекламы, который был проведен с тем, чтобы разработать порядок определения начальной цены договора на установку и эксплуатацию каждой рекламной конструкции. Его объем в последние шесть лет вырос приблизительно в три раза, но по доходам, перечисляемым в бюджет города предпринимателями, картина обратно пропорциональная. По словам начальника отдела промышленности и предпринимательства управления экономического развития и инвестиций Елены Новиковой, с 2008 по 2013 годы объем денежных поступлений составил 65% от начисленных сумм, что свидетельствует о низкой платежной дисциплине отдельных участников рекламного рынка. «Ориентировочно доля арендной платы в величине среднерыночной стоимости сдачи в аренду рекламной конструкции составляла в условиях 2008 года около 20%, и в дальнейшем она последовательно снижалась примерно до 9%. Необходимо увеличить ее до 30%», — отметила она. И если раньше при расчете платы в качестве базового показателя бралась цена за один квадратный метр информационного поля, то теперь — доходность одной рекламной конструкции и среднерыночная стоимость сдачи в аренду рекламной поверхности.
«Пятилетний контракт оплачивается частями после его заключения.
В первый год взимается плата за первый и пятый годы. Предположительно для бизнеса это будет более удобная схема, которая исключает финансовые неопределенности, – сразу будет понятно, какую сумму составит пятилетний платеж. С точки зрения города, это также позволит снизить риски ненадлежащего исполнения договора агентствами, выигравшими торги. Установление такой неизменной цены делает взаимоотношения более прозрачными», — уточнила Елена Новикова.
Например, для рекламного щита 3 на 6 метров предполагаемая цена контракта составит 360 тысяч рублей, которая делится на транши в течение пяти лет. В Ярославле предполагается ввести несколько иную методику расчетов, согласно которой сумма контракта по подобным рекламным конструкциям составит 434 тысячи рублей, а это значит, что в среднем аналогичная реклама в Ярославле обойдется на 20% дороже, чем в Рыбинске. Многих предпринимателей заботят не только вопросы цены, опасаются, что при новых условиях они не смогут удержать свои позиции перед иногородними конкурентами. Но о каких-либо преференциях рыбинским игрокам рекламного бизнеса говорить сложно – антимонопольный закон этого не позволит.
P.S. К наружной рекламе можно относиться по-разному. Некоторым людям, даже предпринимателям, в ней нет надобности. Особенно они протестуют против всевозможных растяжек и габаритных рекламных щитов вдоль проезжих дорог, приводя примеры европейских городов, где масштабные рекламные конструкции не используются вообще или же размещаются на расстоянии 50 метров от трасс. В нашем случае о таких кардинальных мерах речь не идет, хотя в самое ближайшее время рекламный облик города должен измениться.
В конце первого квартала наружка предстанет в виде чистого листа –дабы подготовить почву для проведения аукционов, все рекламные конструкции будут демонтированы. Предпринимателям уже разосланы соответствующие предписания.