13декабря прошлого года в реанимации от анорексии умерла 15-летняя ростовская школьница. Безобидный вроде совет сбросить пару килограммов энергичный талантливый подросток перевыполнила легко и этим гордилась не меньше, чем успехами в танцевальной студии и школе, где была лучшей ученицей.
Не спасли…
Всеобщая любимица, она всегда достигала поставленных целей. Вместе с мамой они составляли диеты для похудения. А когда закончились летние каникулы, увидев Машу, даже учителя и тренер в студии не сомневались – девочка серьезно больна. За несколько месяцев она похудела наполовину и весила… 25 кг. Нет, такого результата девочка не планировала.
А дальше – безуспешное лечение в больницах Ростова и Ярославля. Родители неоднократно консультировались со столичными специалистами, но положить дочь в московскую клинику уже не успели. Эта нелепая смерть теперь «по косточкам» разбирается следственным управлением по Ярославской области, возбуждено уголовное дело по статье «причинение смерти по неосторожности», которое должно ответить на вечный вопрос «Кто виноват?»
Родители винят в некомпетентности медиков, которые не знают, как бороться с редким заболеванием. Врачи считают ответственными за смерть девочки родителей и учителей, которые по закону обязаны заботиться о воспитании физически и психологически здорового ребенка. Но, пожалуй, в одном едины все – дикая мода на нездоровую худобу любой ценой легко втемяшивается в девчачьи головы с экранов телевизоров, со страниц интернета и глянцевых журналов, обещая общественный успех и всеобщее внимание…
Комментируя смерть девочки, заместитель главного врача Ростовской центральной районной больницы Надежда Осипова сообщила: «В организме подростка все органы разбалансированы. И даже самая маленькая проблема может вылиться в серьезное заболевание. Поэтому изменять режим питания — неразумно и нежелательно».
Две беды в одной семье
В Ярославской области за последние два года были выявлены четыре случая заболевания анорексией, и это, по мнению специалистов, уже много. Моя знакомая из Ярославля столкнулась с такой проблемой в двойном размере. Матери очень тяжело рассказывать об этом, но она согласилась, чтобы наши читатели поняли, что это уже не кинозвезды или гламурные москвички, это наши обычные девчонки, которые совершенно добровольно попадают в смертельно опасную западню.
Ее девочки – погодки. Так вышло, что обе родились недоношенными, и мама особо заботилась о питании девочек, готовила для них отдельно, чтобы и вкусно, и полезно было. Рыба, курица, фрукты, овощи всегда были на столе… И вот уже старшие классы – впереди ЕГЭ и непростой выбор профессии. Но в начале учебного года мама стала замечать – дочери, у которых всегда был хороший аппетит, напрочь отказываются от мяса, сладкого, мучного, от любого масла. Утром – бутербродик, вечером — ничего, днем в школе, как оказалось, тоже ничего не ели… За три месяца и без того худенькие сестры похудели на 9-10 кг.
Мама почти сразу забила тревогу – никакие уговоры питаться нормально на них не действовали. Девчонки не просто худели — менялись на глазах, становились замкнутыми, равнодушными ко всему, ходили словно тени, эмоций — ноль. Но парадокс — сами они были довольны собой, своей силой воли, на которую редко кто из сверстников способен. Полтора-два часа в день – обязательный комплекс упражнений на пресс, приседания… Они и раньше занимались – каждый день минут по двадцать. Но теперь пошли просто изнурительные тренировки. Зависали в интернете, читали, считали калории, общались в сообществах таких же уже страдающих анорексией. И никого не хотели слушать. Взрослые – не авторитет.
И только когда почувствовали реальные проблемы со здоровьем, слабость, приступы тошноты, потому что скукоженный желудок отвергал пищу, когда заметили нарушения с месячными, сестренки стали прислушиваться к маме. Но по-прежнему боялись есть. К счастью, дело у них не дошло до таблеток, вызывающих рвоту, или мочегонных.
«Мы пошли к диетологу, думая, что врач распишет нам новую схему питания, и все сразу пойдет на поправку. Диетолог сказала: да, дефицит веса, почти дистрофия, и это очень опасно. Составила рацион питания и строго-настрого наказала девочкам его придерживаться. Они кивали головой, а вернулись домой – и все повторилось снова. Ну, зеленое яблоко. Ну, чуть-чуть вареной курицы с гречей. Ну, ползефиринки. И ничего молочного, — рассказывает женщина. — Мы прошли разные частные клиники, психологов, но все на уровне бесед, и я поняла, что это уже бесполезно. Были и у представителей нетрадиционной медицины. И все же я пошла к врачу-психиатру. Там отнеслись внимательно, собрали консилиум и предложили пока ограничиться приемом легкого препарата, который подавляет страх перед едой и набором веса, устраняет беспокойство. Я девочкам объяснила – если вы, понимая все последствия, продолжите отказываться от еды, лечение анорексии возможно только в психиатрической больнице. Неужели вы этого хотите?
В общем, очень трудно, но перелом наступил, сестры уже сами вытаскивают себя из этой ямы, возвращаются к нормальному питанию, уже набирают вес, у одной 47, у другой – 45 кг. Мы были у эндокринолога, сделали УЗИ, не все в порядке, но необратимых гормональных сбоев нет. Уже восстановились месячные, причем обошлись без гормонов. Девочки пошли в тренажерный зал — и поддерживать себя в форме, и найти новых друзей, расширить круг общения. С ними грамотно работает тренер по особой программе. Это не значит, что все позади — страхи перед едой все равно остались. Но я думаю, уже перевешивает сознание того, что нельзя ради двух сантиметров в талии ставить под угрозу свое здоровье, свое будущее, образование, работу, семью, материнство. Наверно, это уже понимала и ростовская девочка, но все зашло слишком далеко…»
А с чего все началось? Почему? «Трудно сказать, — рассказывает мама. — Врачи говорят, это у них от недостатка общения. Они действительно очень домашние, сами себе лучшие подруги. Но все друзья, одноклассники не поощряли их худобу. Хотя среди их знакомых есть девочка, которая уже серьезно больна анорексией, потеряла половину веса, а то, что все же съест, «сжигает» в тренажерном зале и бассейне. Пропускает школу, уже не в состоянии управлять своими эмоциями, теряет сознание… Одно время они ставили ее в пример. Интернет, конечно, влияет, реклама похудения. Девочки сейчас серьезно учатся, по ряду предметов занимаются с репетиторами. Уже не до ерунды. Но ведь открывают нужный сайт, а там обязательно вылезает баннер – как похудеть за пять дней на восемь килограммов!»
Я думаю, поняли девочки, каким испытанием стали эти трудные месяцы для мамы – самого близкого человека. Переживания, слезы, бессонные ночи, вначале – шок от ощущения собственного бессилия. Как им помочь, к кому идти?
Что делать?
Рыбинский врач-психотерапевт Александр Прокофьев на этот счет категоричен: идти только к специалистам!
— Давайте не забывать о том, что какими бы умненькими они ни были в школе, они еще дети, у которых совершенно нет опыта. А общество призывает: возьми от жизни все, стань лучшим, стань лидером. Это требует от растущего организма большого напряжения сил, а их еще не хватает. Внешне похожее поведение двух подростков в одном случае может закончиться благополучно, а в другом — привести к развитию нервной анорексии.
Родителям стоит насторожиться в отношении психологического здоровья ребенка, во-первых, если во всем многообразии его занятий такое поведение, как увлечение модными журналами, подсчет калорий, усиленные занятия фитнесом, соблюдение диеты, начинает занимать доминирующее положение в жизни, отодвигая при этом на второй план ранее значимые для него интересы.
Во-вторых, когда подросток начинает много времени проводить перед зеркалом, задавая вопросы близким о том, как он выглядит, нет ли у него лишнего веса или каких-то дефектов внешности, или, наоборот, всячески избегает смотреться в зеркало. Ребенок может начать прятать свои фотографии либо стесняется выкладывать их в социальных сетях и показывать своим друзьям.
Необходимо осторожно проверить свои опасения в доверительном разговоре с ребенком. Если при этом они не развеются, стоит обратиться за советом к психологу. А вот когда налицо заметная потеря веса, жесткое следование диете, избегание совместного приема пищи, прекращение менструаций, сухость кожи, выпадение волос, обморочные состояния и другие проблемы со здоровьем, необходимо обследовать ребенка у специалистов — терапевта, эндокринолога и обязательно у психиатра.
Многим родителям свойственно недооценивать серьезность проблемы и полагаться на счастливый случай, целителей, интернет-советчиков, сводить ситуацию к элементарному физическому недомоганию. Такое поведение взрослых по отношению к здоровью собственных детей непростительно, потому что нервная анорексия — психическое заболевание, которое при несвоевременном лечении может закончиться смертельным исходом.
Марина Морозова