Без малого пять миллионов рублей материального ущерба удалось возместить в прошлом году в ходе судебных разбирательств тем, кто обратился за помощью в РГОО «Центр защиты прав потребителей».
Порядка двух миллионов «отбили» у предпринимателей и организаций, нарушивших права покупателей и клиентов, в досудебном порядке. Статистика неуклонно подтверждает очевидный факт – решать проблемы миром продавцам и исполнителям услуг выгоднее, но порой некоторые из них решают идти ва-банк в своем упорстве и… проигрывают.
Осторожно: высокое напряжение!
К специалистам Центра защиты прав потребителей обращаются не только рыбинцы, их услугами активно пользуются и жители района.
Почти год пришлось разбираться с ОАО «Ярославская сбытовая компания» жителю деревни Тимошкино Николо-Кормской сельской администрации. Началось все из-за аварии на трансформаторе, установленном на местной подстанции. В результате высокого напряжения в сети, достигавшего 400 В, в доме мужчины разом вышли из строя одиннадцать электробытовых приборов: от стиральной машины, цифрового спутникового приемника до электрического замка и энергосберегающих лампочек. Первым делом мужчина обратился в диспетчерскую службу ОАО «Ярославская сбытовая компания». Примечательно, что объяснить причину произошедшего потерпевшему никто так и не удосужился.
— Пункт 108 Правил предоставления коммунальных услуг гласит: «В случае если сотруднику аварийно-диспетчерской службы исполнителя не известны причины нарушения качества коммунальной услуги, он обязан согласовать с потребителем дату и время проверки данного факта, — отмечает председатель РГОО «Центр защиты прав потребителей» Нина Кузнецова. — Также работник аварийно-диспетчерской службы обязан немедленно после получения сообщения потребителя уведомить ресурсоснабжающую организацию, у которой исполнитель приобретает коммунальный ресурс для предоставления потребителям коммунальной услуги, о дате и времени проведения проверки. Примечательно, что время ее проведения в таком случае назначается не позднее двух часов с момента получения от потребителя сообщения о нарушении ее качества, если с ним не согласован иной вариант. В данном конкретном случае никакой проверки не проводилось.
Так как официально причина выхода техники из строя не была установлена, и первоначально потребитель не получил ответа в ЯСК на свои претензии, он был вынужден самостоятельно обратиться в сервисную службу для диагностики и ремонта вышедшей из строя аппаратуры.
Потратив на это почти 45 тысяч рублей, мужчина вновь попытался добиться справедливости и потребовал у ОАО «ЯСК» возмещения материального ущерба. На сей раз у него был дополнительный повод – причина неполадок в работе оборудования была подтверждена документально заключениями сервисного центра. «Превышение напряжения питающей сети выше номинального» — говорилось в нем. На протяжении нескольких месяцев потерпевший обивал порог коммунальной организации, но все тщетно – платить ОАО «ЯСК» отказывалось.
А между тем согласно закону «О защите прав потребителей» вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие необеспечения безопасности товара (работы, услуги), подлежит возмещению.
В ходе судебного разбирательства выяснилось несколько моментов, касающихся, мягко говоря, ненадлежащего исполнения специалистами компании своих обязанностей.
«К примеру, в данном случае ответчик нарушил пункт 32 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам жилых домов и домовладений. Хоть и не чаще одного раза в три месяца, но представители исполнителя услуги должны проводить в жилых и нежилых помещениях осмотр технического и санитарного состояния внутридомового оборудования. В нашем случае никаких проверок не проводилось. Учитывая все особенности, суд принял сторону потерпевшего. Несмотря на поданную апелляцию, решение суда так и осталось в силе, поскольку ОАО «ЯСК» не предоставило объективных доказательств по делу и законных оснований для отказа в удовлетворении требований гражданина о возмещении материального ущерба», — отметила Нина Константиновна.
Итог этой истории таков – отказавшись первоначально удовлетворить материальные претензии клиента, ОАО «ЯСК» пришлось раскошеливаться на сумму, почти в два раза большую, не считая штрафа в 25 000 рублей.
Ни ответа ни привета
Сфера услуг у нас в городе развивается семимильными шагами, и при таком темпе за ней нужен глаз да глаз. Ведь нередко в погоне за прибылью и ростом заказов предприниматели забывают об элементарной честности перед клиентами. Специалисты РГОО «Центр защиты прав потребителей» имеют право проводить мероприятия общественного контроля, которым постоянно пользуются, когда речь идет о необходимости указать бизнесменам на их ошибки и провести разъяснительную работу по вопросам соблюдения законодательства о защите прав потребителей, правил оказания бытовых услуг населению. Кстати, юридическая консультация зачастую необходима и самим заказчикам услуг, которые порой не задумываются, за что они отдают деньги.
Вот еще один показательный случай из практики. Он довольно банален и распространен, но тем не менее поучителен. Жительница Рыбинска М. заказала в фирме ООО «Олимп Р» изготовление и установку оконных конструкций из ПВХ-профиля. Со своей стороны она неукоснительно выполнила все пункты договора – вовремя рассчиталась за услугу. А вот исполнитель услуги, наоборот, нарушил сроки установки конструкций — вместо положенных двух недель сделал это только через месяц. После этого женщине было предложено произвести окончательный расчет и подписать акт приема-сдачи. Она отказалась, ведь рабочие оставили много недоделок – не установили отливы снаружи, уголки с внутренней стороны. Выяснилось, что по всему периметру окна не были надежно закреплены в проемах. На все эти недостатки заказчица указала директору фирмы, отказавшись при этом подписывать акт приемки работ. Начальник сразу заверил заказчицу, что все недостатки будут устранены на следующий же день. По незнанию собственных прав, а также поддавшись на уговоры, женщина отдала остаток денег и подписала бумаги. Добившись своего, руководитель фирмы забыл о существовании недовольной заказчицы.
— Ситуация стандартная – люди поддаются на уговоры, надеясь на добросовестность предпринимателей, платят деньги и потом наживают себе проблемы. Никогда нельзя оплачивать работы полностью до того момента, пока вы не будете довольны их исполнением, — продолжает Нина Кузнецова. — Теоретически поставщикам разного рода услуг не выгодно затягивать сроки исполнения работ. По закону «О защите прав потребителей» заказчик вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работы, оказания услуги и потребовать полного возмещения убытков, если в установленный договором срок недостатки не устранены исполнителем. Также он вправе расторгнуть договор, если им обнаружены существенные недостатки выполненной работы, оказанной услуги или иные отступления от условий договора. Потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с недостатками выполненной работы или оказанной услуги.
После вмешательства специалистов Центра защиты прав потребителей недостатки выполненной работы по установке пластиковых окон фирмой «Олимп Р» были устранены, потребитель от других заявленных требований отказалась. Материалы по результату проведения мероприятия общественного контроля направлены в ТОУ Роспотребнадзора по Ярославской области в г. Рыбинске и РМР для привлечения к административной ответственности руководителя компании. В итоге фирма была оштрафована.