17 февраля на общественное обсуждение был вынесен проект комплексной транспортной схемы города, который включает в себя и оптимизацию маршрутов общественного транспорта. Разработкой занимались эксперты Научно-исследовательского и проектного института территориального развития и транспортной инфраструктуры из Санкт-Петербурга. Их предложения выслушали представители общественного самоуправления, госавтоинспекции, руководители транспортных предприятий.
Проблемы транспортной системы в Рыбинске те же, что и в других современных городах, говорят эксперты, — это устаревшие нормы, постоянно растущее количество автомобилей. Нагрузка на дорожную сеть и потребность в перемещении у людей — повышенные, а эффективность пассажирского транспорта низкая. При этом большинство маршрутов общественного транспорта оставались без изменений два десятка лет. Необходимость преобразований мог почувствовать на себе каждый, кто втискивается по утрам в переполненную маршрутку в то время, как другие автобусы «возят воздух». «Схема движения общественного транспорта должна быть актуализирована», — подчеркнул заместитель главы г. Рыбинска по городскому хозяйству Денис Добряков. Однако, по его словам, решить проблему «точечно» невозможно, необходим системный подход. Просто «перекроить» существующие маршруты не получится, нужно позаботиться о рентабельности работы муниципальных транспортных предприятий, максимально эффективном расходовании средств городской казны, учитывая при этом перспективы дорожного строительства и развития микрорайонов.
По заказу городской администрации специалисты Научно-исследовательского и проектного института территориального развития и транспортной инфраструктуры (Санкт-Петербург) специально разработали предложения по оптимизации маршрутной сети Рыбинска с прицелом на следующий этап работы — создание комплексной транспортной схемы города.
В прошлом году было проведено обследование пассажиропотоков. Вскрылись проблемы большого количества дублирующихся маршрутов. В числе наиболее перегруженных трасс — улицы Крестовая, Горького, Гражданская, проспекты Ленина и Серова. Используя метод математической модели, эксперты разработали новую транспортную схему, которая позволяет снизить загруженность потоками общественного транспорта почти в полтора раза при сохранении, как заявлено, качества обслуживания пассажиров. Пути решения предлагаются различные: от развития дорог-дублеров до разведения по разным путям следования маршрутов, «наступающих друг другу на пятки», и увеличения подвижного состава востребованных номеров общественного транспорта.
«Наша основная цель — соблюсти баланс между затратами, которые вливаются в общественный транспорт города, и потребностью населения в перемещении, чтобы людям было комфортно и удобно», — пояснил заместитель генерального директора НИПИ ТРТИ Владимир Шуляев. Питерские эксперты представили два варианта развития модернизации сети. Решение, какой из них с бумаги перейдет в жизнь, будут принимать местные органы власти вместе с рядовыми рыбинцами, заверил Денис Добряков. Предваряя вопросы жителей, особенно отдаленных микрорайонов, он подчеркнул, что социально значимые маршруты будут сохранены в любом случае. Даже если они окажутся убыточными, город их готов субсидировать.
«Изменения маршрутов неизбежны. Но мы должны сделать так, чтобы они произошли только в сторону улучшения обеспечения жителей города транспортом. Другой позиции быть не может, финансовое состояние предприятия в данном случае не является определяющим фактором при принятии решений. Главное при перераспределении пассажиропотоков — удобство людей», — сказал заместитель главы города.
О корректировке или сокращении конкретных маршрутов пока речи не ведется. Прорабатывать их будут детально и осторожно, памятуя о болезненной реакции населения на изменения в движении общественного транспорта, которые пытались внедрить перед новым годом. План-график перехода на новые маршруты разработчики называют мягким: он рассчитан на два года — 2014 и 2015-й. Так что у горожан и транспортников есть время, чтобы подключиться к конструктивному диалогу и поиску совместных оптимальных решений.