15 марта международная общественность отметила Всемирный день защиты прав потребителей. Если проанализировать статистику работы отдела по защите прав потребителей в нашем городе за последние несколько лет, окажется, что примерно каждый восьмидесятый (!) рыбинец становился участником конфликта с продавцом или поставщиком тех или иных услуг. Для человека, столкнувшегося с некомпетентностью на современном потребительском рынке, эта служба становится единственным островком надежды на справедливость. И вполне оправданно.
В 308-й кабинет на Рабочей, 1 народная тропа не зарастает — в поисках истины люди приходят в отдел за консультацией, обращаются с устными и письменными жалобами. Если требует ситуация, специалисты сами выезжают в торговые точки, чтобы наладить контакт с нерадивыми предпринимателями, практически каждый день они, единственные в Ярославской области, лично участвуют в судебных заседаниях при рассмотрении исков по защите прав потребителей в качестве третьего лица. Только за прошлый год специалистами отдела оказана реальная помощь потребителям в возмещении материального ущерба в досудебном и судебном порядке на общую сумму почти
3 миллиона (!) рублей, еще более 628 тысяч рублей составил моральный вред. Годом ранее эти суммы были еще значительнее из-за большего количества жалоб на некачественные автомобили. Плюс ко всему с 2005 года на отдел возложена функция регистрации трудовых договоров между физическими лицами. До недавнего времени по этому поводу к специалистам в основном обращались владельцы личных подсобных хозяйств, однако буквально на днях впервые за многолетнюю практику сюда пришел рыбинец, нанявший на работу… гувернантку.
Обратите внимание! Приемные дни отдела по защите прав потребителей изменились:
вторник и четверг — с 13.00 до 16.30 (ул. Рабочая, 1, каб. № 308), каждую 1-ю и 3-ю среду месяца с 16.00 до 19.00 (ОКЦ, ул. Чкалова, 89, каб. № 228).
По вопросам муниципального жилищного контроля обращаться: вторник и четверг с 13.00 до 16.30 (ул. Рабочая, 1), каждую 2-ю и 4-ю среду месяца с 16.00 до 19.00 (ОКЦ).
Трудно представить, но фактически вся эта работа лежит на хрупких плечах четырех женщин — начальника отдела Светланы Пушкиной, главного специалиста Ольги Пугачевой, ведущего специалиста Елены Романовой и муниципального жилищного инспектора Аллы Тетюшкиной, которая с 2013 года занимается жилищным контролем.
— Жалоб всегда много, правда, сейчас стало легче разрешать конфликтные ситуации, и чаще это удается сделать в досудебном порядке, — говорит Ольга Игоревна. — Улучшилось и качество предоставляемых услуг, но, самое главное, у предпринимателей появилось понимание того, что с нашим участием в 100% случаев спор будет разрешен в пользу покупателя, а вот испорченную репутацию восстановить непросто. Поэтому в большинстве случаев теперь стороны стараются решать вопросы мирно.
Сегодня 65 процентов обращений составляют жалобы на товары ненадлежащего качества. В лидерах здесь неизменно остаются сотовые телефоны, бытовая техника. Остальные 35 процентов — это обращения на предоставление некачественных услуг. Больше всего претензий по коммунальным услугам, изготовлению и установке пластиковых окон, поставке мебели. В единичных случаях нарекания у потребителей вызывают оказанные медицинские и туристические услуги. Недавно специалисты отдела выиграли дело по иску жительницы Рыбинска к одной из медицинских клиник Москвы. В результате диагностической процедуры женщине… проткнули легкое. Причем «светила», лично приезжавшие на суд, свою вину настойчиво отрицали, дескать, пациентка много курила и отверстие в легком появилось в результате этой пагубной привычки. Однако пять экспертов из шести пришли к выводу, что именно медики выполнили работу непрофессионально и с грубейшими нарушениями. Сумма морального вреда по иску составила двести тысяч рублей.
Еще две довольно необычных жалобы поступили в отдел от рыбинцев, отдыхавших в Турции. Путешествуя на катере, группа взяла дополнительный маршрут и попала под проливной дождь, условий, чтобы укрыться самим и спрятать свои вещи не было предусмотрено никаких, — в результате испорчена дорогостоящая фототехника. Специалисты уже направили иск к туроператору. Чем закончится дело, узнаем позже.
Словом, где бы мы ни находились и куда бы ни обращались, у нас всегда есть шанс попасть в «ловушку». Чтобы долгожданная покупка или путешествие вместо приятных эмоций не доставили хлопот и нервотрепки, будьте всегда предельно внимательны и собраны. Если вы все-таки оказались обмануты, свою правду нужно отстаивать до конца. Не знаете как? Смело обращайтесь в отдел по защите прав потребителей — как показывает практика, эта служба в Рыбинске действительно работает.