Полученные в марте счета за электроэнергию ошеломили рыбинцев начисленными суммами. У многих ОДН превысили индивидуальное потребление. Многочисленные обращения жителей поступили в газету, к депутатам, в прокуратуру, на телевидение.
Чудеса какие-то происходят, не иначе. Почему-то, если в квартире работают холодильник, телевизор, стиральная машина, компьютер, горят лампочки, плата за эти блага цивилизации получается по домашнему счетчику меньше, чем за несколько не всегда горящих лампочек в подъезде по общедомовому? Плата за которые, кстати, распределяется и на других жильцов. Такие странные начисления насторожили не только горожан, но и прокуратуру.
Вот как прокомментировал ситуацию прокурор города Рыбинска Николай Брядовой:
— В последнее время в Рыбинскую городскую прокуратуру поступило очень много жалоб от жителей города на действия Ярославской сбытовой компании. С 1 января 2014 года компания изменила порядок определения стоимости электрической энергии, потребляемой на общедомовые нужды, производя начисление платы за потребленную электрическую энергию без ограничения в пределах нормативов, установленных постановлением правительства Ярославской области.
Однако плата за электроснабжение является платой за коммунальные услуги, расчет за которые потребители осуществляют через управляющие организации либо иные органы, осуществляющие управление многоквартирным домом (ст. 155 ЖК РФ). Ресурсоснабжающая организация может являться исполнителем услуги и напрямую получать плату за коммунальную услугу, только если собственники выбрали в качестве способа управления МКД непосредственное управление, либо если многоквартирный дом не выбрал способ управления домом, либо в индивидуальных жилых домах. В других случаях ресурсоснабжающая организация получает плату за коммунальную услугу, минуя управляющую организацию, только на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
В постановлении правительства Ярославской области от 10 августа 2012 года установлены нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению. В силу пункта 44 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных правительством РФ, распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставляемый на общедомовые нужды, не может превышать объем, рассчитанный исходя из нормативов потребления коммунальной услуги. Исключением является наличие соответствующего решения общего собрания собственников помещений в МКД о распределении сверхнормативного объема между всеми помещениями пропорционально общей площади каждого помещения в доме. Если указанное решение не принято, то сверхнормативный объем потребления коммунальной услуги исполнитель, то есть управляющая организация, ТСЖ или ЖСК, оплачивает за счет собственных средств. Как отмечено Верховным судом РФ, отнесение на исполнителя, осуществляющего управление многоквартирным домом, превышение объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, над нормативом коммунальной услуги на общедомовые нужды в случае, если собственниками помещений в МКД не принято иное решение, направлено на стимулирование управляющей организации к выполнению мероприятий по эффективному управлению МКД, выявлению несанкционированных подключений, недоговорного потребления коммунальных услуг и т.д.
Таким образом, собственникам помещений в многоквартирных домах следует самостоятельно принять решение на общем собрании, как будет распределяться сверхнормативный объем электроэнергии: между помещениями пропорционально размеру общей площади каждого помещения либо за счет средств организации, управляющей многоквартирным домом.
Рыбинская городская прокуратура направила в Рыбинский городской суд заявление о защите прав потребителей коммунальных услуг, проживающих в городе Рыбинске, с просьбой признать незаконными действия ОАО «Ярославская сбытовая компания» по начислению и взиманию с нанимателей и собственников помещений МКД городского округа г. Рыбинск, управление которыми осуществляется управляющими организациями, ТСЖ, ЖСК и иными потребительскими кооперативами, платы за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды.
Между тем в пресс-службе ОАО «ЯСК» другое видение происходящего. Вот какая информация размещена на сайте компании: «С 1 января 2014 года Ярославская сбытовая компания осуществляет начисление платы за ОДН по фактическим объемам потребления, зафиксированным общедомовыми приборами учета. Использовавшиеся ранее ограничения — начисление платы в пределах нормативов — более не применяются, так как не предусмотрены Правилами предоставления коммунальных услуг (постановление правительства РФ № 354 от 06.05.2011 г.).
При переходе на выставление счетов по данному принципу в программном комплексе произошел технический сбой, в связи с чем за январь начисление за ОДН было выполнено по нормативу. Объявление об этом, а также о том, что в феврале будет сделан перерасчет по фактическим показаниям, было размещено в каждом счете за январь. В счете за февраль был произведен перерасчет по фактическим показаниям января и, соответственно, учтены показания февраля.
В настоящее время в случае, если объем расхода электроэнергии, зафиксированный общедомовым прибором учета, вызывает сомнение, ОАО «ЯСК» во избежание ошибочных расчетов производит начисление по среднемесячному потреблению, затем проверяет показания и производит перерасчет, который отображается в одноименном столбце в квитанции за следующий месяц.
В зависимости от состояния внутридомовых сетей многоквартирного дома, от наличия или отсутствия юридических лиц, подключенных к сетям дома, от единовременности снятия и передачи показаний индивидуальных приборов учета электроэнергии и от других факторов ситуация с начислениями ОДН может отличаться. В домах со значительным расходом электроэнергии на ОДН собственниками жилых помещений, инициативными группами, представителями управляющей компании и советов домов должна производиться комплексная работа совместно с представителями ОАО «ЯСК» по устранению причин завышенного ОДН.
В период получения жителями области счетов за электроэнергию Единая справочная служба Ярославской сбытовой компании работает в усиленном режиме. Однако если вам не удалось дозвониться в офис компании, мы предлагаем воспользоваться сервисом «Интернет-приемная». Все письменные обращения граждан (направленные через официальный сайт или переданные сотрудникам непосредственно в офисе по работе с клиентами) будут рассмотрены специалистами компании и не останутся без ответа».
Взгляды на ситуацию прямо противоположные. Остается надежда на суд, который должен расставить точки над «i» в этом вопросе.