Новый законопроект предлагает разрешить пациенту записывать на видео медицинские операции. Например, перед удалением аппендицита вполне можно будет установить камеру в операционной. А на удаление вросшего ногтя позволят прийти с видеорегистратором.
По замыслу авторов, подобная гласность поможет бороться с врачебными ошибками, которые сегодня разоблачить достаточно сложно. А так любой специалист сможет увидеть на экране, что доктор сделал правильно, а где резанул не туда.
Комитет Госдумы по охране здоровья уже отправил законопроект в рассылку для сбора отзывов. Замечания принимаются до 18 апреля, а сам документ включен в примерную программу работы парламента на май. Кстати, должно прислать свой отзыв и правительство страны. А пока предсказать судьбу инициативы достаточно сложно: слишком оригинальна и слишком неоднозначна.
«По информации общероссийской общественной организации «Лига защитников пациентов», ежегодно от ошибок врачей в России умирает 50 тысяч человек, — говорится в пояснительной записке к проекту. — По данным ВЦИОМ, около 70 процентов граждан России недовольны работой системы здравоохранения. Официальную статистику врачебных ошибок, которые приводят к гибели пациентов, в России никто не ведет, однако, по неофициальным данным, по этой причине погибает больше россиян, чем в дорожно-транспортных происшествиях».
Ввиду отсутствия доказательной базы, продолжают авторы, становится сложно определить факт врачебной вины. «Наличие видеозаписи, зафиксировавшей все действия, могло бы существенно упростить данную задачу и облегчить работу экспертам, специалистам, правоохранительным органам, что будет выгодно и самим врачам, поскольку станет неоспоримым доказательством наличия либо отсутствия их вины, пациенту же даст возможность получить возмещение в случае причинения ущерба его жизни и здоровью».
Иными словами, камера может не только погубить, но и спасти врача, так как докторов тоже нередко обвиняют понапрасну. Разрешает законопроект устанавливать свои камеры в операционных и медикам. Однако, чтобы включить видеозапись во время операции, надо будет получить письменное согласие пациента. Если тот «кино» не захочет, врач камеру отложит. Особо проект оговаривает, что процесс видеосъемки не должен отвлекать врача от выполнения его работы. Это значит, что пациент не сможет прикрепить свой видеорегистратор, куда пожелает. Главным в операционной все-таки остается врач. Данные же видеозаписи будут составлять врачебную тайну.
В целом мнения в обществе по поводу инициативы разделились. Кто-то ссылается на иностранный опыт, например, в Германии человеку после хирургической операции вместе с выпиской выдают видеозапись, как все происходило. Кто-то боится, что «кровавые видео» быстро окажутся в Интернете.
Мы поинтересовались мнением по этому вопросу у главного врача больницы № 2 им. Пирогова, председателя городской Общественной палаты Михаила Цветкова. Главный травматолог Рыбинска полностью разделяет негодование коллег и считает такую идею провокацией общества, которое и без того перестало уважать врачей: «Нас уже смешали с грязью, возмущаются врачи. Недавно на встрече с Леонидом Рошалем мы обсуждали эту тему. Для нас, опытных докторов старой закалки, это возмутительно и обидно. За то, что мы спасаем человеческие жизни, ставим на ноги больных, государство нам не говорит «спасибо», а выставляет в не самом лучшем свете. Да, проблем в здравоохранении много, но самые актуальные сегодня, требующие срочного решения, — это катастрофическая нехватка квалифицированных кадров и недооснащение поликлиник и больниц — отсюда очереди и недовольства. Вот о чем нужно задуматься!»
Татьяна КОМИССАРОВА