Если раньше дошкольное воспитание было ориентировано на подготовку к школе, то теперь — на индивидуальное развитие и потенциал ребенка. Вернуть детство детям — это главный постулат, который прописан в Федеральном государственном стандарте дошкольного образования, вступившем в силу в этом году.
В сентябре 2013 года вступил в силу новый закон «Об образовании», в соответствии с которым дошкольное образование было отнесено к начальному уровню общего образования. Раньше оно рассматривалось как самостоятельная образовательная ступень, стандарта как такового не было, а деятельность осуществлялась в соответствии с программами. По сути, новый стандарт в документальной форме устанавливает принципы содержания детей в детских садах.
Разработкой проекта стандарта занималась рабочая группа во главе с директором Федерального института развития образования Александром Асмоловым, в июне документ был выложен в свободный доступ в интернете для обсуждения общественности. Педагоги, методисты, родители вносили предложения и пожелания, критиковали и высказывали свое мнение — обсуждался проект активно и в результате претерпел заметные изменения.
Сам Александр Асмолов подчеркивает, что если школьные и вузовские программы предполагают приобретение тех или иных знаний и навыков, то в дошкольном образовании все выглядит иначе. Главная идея заключается в том, что дошкольное детство — очень важный и сложный этап развития личности ребенка.
В это время формируются речь, социальные навыки, фантазия, принятие ролей и нравственных норм. Если этот период прожить, а не скомкать, то и дальнейшая учеба в школе сложится более успешно, считают специалисты. А перегрузи малышей занятиями и заданиями, это не взрастит интеллект и более того — помешает гармоничному развитию. В детском саду с ребятами надо играть, а не устраивать подобие уроков. Стандарт делает такой подход обязательным, поэтому вся система дошкольного воспитания отныне ориентирована на ребенка и строится вокруг его интересов.
«Цель дошкольного образования — не подготовить маленького человека к школе, как раньше. Этот возраст важен сам по себе для вхождения в социальную жизнь. Прежние программы были нацелены именно на подготовку ребенка к школе. В новом стандарте обязательно учитываются его индивидуальные потребности, особенности, способности, личностный потенциал к развитию. Перед тем как ребенок в первый раз примерит портфель, он вовсе не должен знать школьную программу. Куда как важнее развитие способностей, которые соответствуют его возрасту, — к играм, рисованию, конструированию, — поясняет руководитель отдела психолого-педагогического сопровождения Информационно-образовательного центра г. Рыбинска, методист высшей квалификационной категории по дошкольному образованию Галина Смирнова.
Галина Александровна в числе четырех специалистов от Ярославской области принимала участие в первом Всероссийском съезде по дошкольному образованию, который состоялся в феврале. На нем обсуждались актуальные вопросы дошкольного образования и непосредственно новый стандарт.
При этом, несмотря на то, что общее дошкольное образование теперь вписано в систему общего, оно по-прежнему не является обязательным. Водить ребенка в детский сад или воспитывать дома — решение принимают родители.
По новому стандарту дошколята должны развиваться в четырех образовательных областях: коммуникативно-личностной, познавательно-речевой, художественно-эстетической и в области физического развития. Еще один принципиальный момент: в новом документе акцентируется внимание на поощрении инициативы и самостоятельности ребенка, социализации — умению общаться со взрослыми и сверстниками. Педагог же должен поощрять эту инициативу и поддерживать.
Вторая часть программ будет формироваться самими образовательными организациями, она может включать направления развития в одной или нескольких областях. Например, если в детском саду есть бассейн, то это обязательно найдет отражение при разработке программы. Также учитывается близость так называемых социальных партнеров — это могут быть учреждения культуры, музеи, школы искусств, спортшколы, стадионы и так далее.
Отдельной строкой в стандарте прописано уважение педагогов к их воспитанникам и то, что образовательный процесс должен учитывать интересы и возможности каждого ребенка. Сформулировано и положение о защите детей от всех форм физического и психического насилия.
Переход на новый стандарт займет несколько лет — до 1 января 2016 года. За это время педагоги должны пройти обучение, чтобы быть готовыми к внедрению заявленных в документе требований. Первыми его прошли тьюторы (кураторы, наставники). Теперь им предстоит передать новый опыт непосредственно в детские сады.
24 марта на базе Информационно-образовательного центра началось обучение первой группы педагогов, в основном старших воспитателей. В течение 2014 года планируется обучить четыре такие группы по 25-30 человек. Всего в рыбинской системе дошкольного образования трудятся около тысячи воспитателей, так что в этом году всем пройти данный курс не удастся. Для руководителей дошкольных учреждений проводятся регулярные инструктивно-методические совещания.
Многое должно поменяться не только в документации, но главное — в головах людей — педагогов и методистов, в их подходе к воспитанию, где ребенок не управляемая «фишка» на поле игры, а значимый участник процесса.