Десятки квадратных метров черной выжженной дотла земли — свидетелями такого обескураживающего зрелища стали горожане, которые в минувшие выходные решили навести порядок на могилах близких и отправились на Южное кладбище.
Территория со стороны гаражного массива, расположенного неподалеку, напоминала землю после ядерного взрыва — сплошное черное пятно без признаков жизни. К такому зрелищу невозможно привыкнуть, хотя оно и повторяется каждую весну — палы травы давно стали опасной приметой теплого времени года.
Это вовсе не преувеличение, уже сейчас на просторах интернета можно встретить вот такие тревожные сообщения рыбинцев: «Вчера вместе с детьми до 22.00 тушили возгорание возле частного дома, иначе остались бы без дачи». «А у нас на проспекте Революции прямо у «Дружбы» дети жгли траву. Все ходили в магазин и задыхались».
Не удивительно, что поджоги сухостоя чаще всего дело рук шкодливых подростков, удивляет другое, а именно индифферентная позиция окружающих, которые возмущаются, задыхаются гарью и… проходят мимо, даже не пытаясь вмешаться и одернуть малолетних нарушителей. С учетом того, что МЧС денно и нощно призывает быть бдительными — даже увидев тлеющую сигарету в траве, не полениться ее потушить, такой пофигизм сложно оправдать.
Как пояснил специалист МКУ «УГОЧС» Александр Бережной, таких массовых палов травы, как в этом году, ему давно не приходилось видеть. Сухостой жгут повсеместно. Так, набережная Волги на левом берегу выгорела практически полностью. Крупные очаги отмечены и в других уголках города — на улицах Ворошилова, Горького, Танкистов, Труда, Малаховской, Кренкеля, Толбухина, проспекте Революции, возле ДК «Авиатор». С начала весеннего сезона было зафиксировано более сорока возгораний, а в минувшие выходные пожарные выезжали тушить палы 29 раз.
«Даже непотушенная сигарета, выброшенная на обочину дороги, может доставить немало хлопот. Именно поэтому участились случаи возгорания сухостоя вдоль трасс», — уточнил Александр Николаевич.
Теоретически за поджоги травы должно следовать наказание, и если речь идет о несовершеннолетних, то ответственность логично возложить на их родителей.
Для справки. Российским законодательством предусмотрена административная и уголовная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности, повлекшая за собой материальный ущерб и гибель людей. Так, например, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (ст. 20.4 ч.1), в частности, за разведение костров ближе 50 метров от зданий и сооружений, бесконтрольное сжигание стерни предусмотрены штрафы: для физических лиц — до 1 500 рублей, для юридических — до 200 000 рублей. За такое же нарушение в условиях особого противопожарного режима сумма штрафа увеличивается. Для юридических лиц она составляет до полумиллиона рублей. Если в результате пожара собственникам имущества причинен крупный материальный ущерб (свыше 250 тыс. рублей), то за указанные деяния наступает уголовная ответственность по ст. 168 УК РФ, максимальное наказание по которой — лишение свободы на срок до 1 года. Если в случае пожара произошла гибель человека, то наступает уголовная ответственность по ч. 2 ст. 219 УК РФ (нарушение правил пожарной безопасности, повлекшее по неосторожности смерть человека), максимальное наказание по которой — лишение свободы на срок до 5 лет.
В то же время приходится признать, что поймать нарушителей за руку практически не удается. Плюс ко всему по правилам составлять протокол об административном правонарушении имеет право только сотрудник полиции или госпожнадзора, и ждать их появления, держа поджигателей «за шкирку», мало кто готов.
Можно сколько угодно взывать к сознательности граждан, но порой приходится только диву даваться виртуозному умению людей «отключать мозг» и делать все вопреки здравому смыслу. Александр Бережной рассказал историю из личного опыта, случившуюся прошлой весной. Однажды он стал свидетелем, когда неизвестный мужчина вместо того, чтобы вынести баул с мусором на ближайшую помойку, отнес его на пустырь возле дома и, мало того, попросил знакомых подростков сжечь его. Когда специалист популярно объяснил мальчишкам и мужчине, что так утилизировать мусор противозаконно и что последствия могут быть самыми катастрофическими (тем более что неподалеку от несанкционированной свалки находилась газораспределительная подстанция), те согласно покивали головами и признали свою неправоту. Казалось бы, на этом инцидент был исчерпан, но когда минут через тридцать-сорок загорелась трава как раз возле той самой ГРК, стало очевидно — голосу разума не вняли.