Сергей Шварев и его команда из ИП Чернов строят энергетические установки, общежития и дворцы спорта, животноводческие комплексы, автономные городки для газовиков и нефтяников. Особая специализация — судостроение, линейка судов — от небольших патрульных катеров до земснарядов, нефтеналивных барж и роскошных парусных яхт. Пожалуй, такого масштаба производство единственное в Рыбинске.
Впрочем, именно в масштабе вся соль: сборочный цех Сергея Шварева — его рабочий стол. На нем создаются макеты и модели, без которых трудно себе представить успешную презентацию промышленных предприятий и строительных фирм и в России, и за рубежом.
Самоучка
Как называется его профессия, Сергей и сам не знает. Моделист, макетчик? Прочел как-то в Библии — «Благословлю дело рук твоих». Значит, говорит, так и называйте — дело рук моих. Этому ювелирному машиностроению нигде не учат, Шварев — самоучка. Хотя школа все же есть — с третьего класса занимался в судомодельном кружке на «Дружбе», делал ходовые модели, ездил с ними на соревнования. Да и в роду у Сергея были мастеровые люди: прадед — столяр-краснодеревщик, один дед строил корабли, дальние торпедные катера, а другой воевал на них в Кронштадте. Отец по столярке отлично работал и был радистом от Бога.
После школы Сергей много чего перепробовал. Поступил в Рыбинский авиационный институт, но ушел — не мое, говорит. После срочной службы остался на контракте в железнодорожных войсках, но и оттуда ушел. В лихие девяностые жили трудно, подрабатывал с отцом на ремонте квартир, это здорово выручало во времена безденежья. А ночами, когда все спали, ставил в ванной табуретку и клеил, паял, точил, собирал и красил свои корабли…
Первый заказ он получил, когда рыбинский музей открывали в новом здании, там заново делали экспозицию, и ему заказали старинные корабли, которые ходили по Волге, в том числе знаменитые колесники. Потом год работал на «Раскате» — делал модели катков. А вернулся из армии, женился и завис в поисках работы месяцев на пять. В 96-м устроился работать в Центр детского технического творчества — без образования, тем более педагогического. Но у Сергея были хорошие рекомендации. Так появилась возможность заниматься любимым делом и учить детей настоящему ремеслу.
От катера до городка для нефтяников
Однажды Сергей пришел в отдел маркетинга на «Вымпел». Так и так, могу вам делать модели кораблей. Сначала отказались — не знаем, мол, такого мастера. Но спустя время позвонили — срочный заказ. И пошло… Работы было много — по 4-6 стендовых моделей в год. Его макеты кораблей отправляли за границу — много было «Мангустов», «Молний», «Моржи», «Миражи». С тех пор Сергей тесно сотрудничает с корабелами. Позже были заказы от «Верфи Братьев Нобель», он изготовил маленькое судно для установки боновых заграждений при разливе нефти. Для предприятия «Рыбинсккомплекс» — макеты электростанции, общежития в Сочи, магазина на улице Плеханова в Рыбинске, газовой котельной, ледового дворца в Ухте и даже макет целого автономного городка для нефтяников со всей инженерной и социальной инфраструктурой. Сегодня услугами Сергея Шварева и его коллег-мастеров пользуются многие промышленные предприятия.
Технологии далеко ушли от тех, что были в советские времена. Одно неизменно — кропотливая ювелирная ручная работа, благодаря которой модели получаются легкими, ажурными, очень красивыми. Макеты рыбинца заметно отличались от других паяными надстройками, выпиленными прорезами, выточенными надфилями окнами и иллюминаторами.
Изменились и материалы — сначала было дерево и жесть на кораблях, теперь — только латунь, которая вечна. Плюс другая «цветнина», оргстекло, пластик. И самые лучшие краски. Приходится не только строить модели, но и ремонтировать — где-нибудь на Кубе уронили нечаянно кораблик, и судно возвращается к мастеру с приличными травмами — на реанимацию.
Очень интересны модели судов 25 и 35 масштаба: внутри ходовой рубки стол, стульчики, приборы, а на столе обязательно карта Рыбинского моря. «Да, я патриот Рыбинска, мне наш город и внешне очень нравится, и его географическое расположение, и промышленность, за которую я очень переживаю. Нужно сделать все, чтобы она работала. А у нас торговля прирастает — глаза разбегаются. Но торговля всегда сама продвинется. Нужно толкать производство».
Немало у Шварева и частных заказов. Лет 17 назад Сергей принес красивый парусник в магазин «Бригантина». Оказалось, отец владельца фирмы перед смертью не успел доделать свой корабль. Мастер Шварев взялся за работу, выполнив модель очень похожего — парусника «Катти Сарк», одного из самых известных чайных клиперов, построенного в Шотландии в 1869 году. Так и пошли парусники, броненосцы, буксиры… Был и крейсер «Владимир Мономах» — длиной 1,2 метра, судно конца 19 века с парусным вооружением и паровой машиной.
Многие рыбинцы наверняка видели в витрине магазина «Унция», что на улице Пушкина, человечка, крутящего педали. И механику, и скульптуру придумал и выполнил Сергей Шварев.
Один из трудных заказов — нефтеналивные баржи для «Верфи братьев Нобель»: три корабля за три месяца. Запросов много, но пока нет возможности делать крупногабаритные модели трех-пятиметровой длины — для этого нужно другое помещение. Впрочем, рядом с домом Сергей уже заложил фундамент двухэтажной мастерской.
Учить мальчишек ремеслу
Значительная часть его жизни — кружок судомоделирования в Центре детского технического творчества, где он работает с большим удовольствием. «Для меня это важно — вкладываться в будущее поколение, а не только делать что-то для себя. Чтобы на мне это не закончилось. Мне нравится, когда дети учатся ремеслу, работать своими руками и головой. Большое желание достроить мастерскую, чтобы, когда я стану старым, мои ребята там работали и продолжали мое дело, и если все не прервется уже без меня — будет здорово! Это моя мечта».
Для детей кружок не только творчество. В группе Сергея сейчас десять старших ребят. Очень дружная команда, друг другу во всем помогают, особенно младшим. Участвуют во всех соревнованиях, конкурсах. И что интересно — в их среде нет мата. Жестко пресекаются любые «крепкие» выражения, старшие следят за младшими. Шварев это правило установил сразу, еще в 96-м году, когда пришел работать в Центр. «Раньше, говорят, такой мат стоял, что вентиляцию закрывали, чтобы соседи не слышали. Сейчас «высказался» — идешь на турник подтягиваться или с гантельками приседать — с пользой для здоровья. Старшему — пять раз подтянуться, младшему — три. Через неделю-две уже ни у кого нет желания материться», — говорит Сергей. Кстати, это правило действует и для взрослых. Не приемлет Шварев и пошлости, карает суровым взглядом.
Его продвинутые мальчишки, вырастая, занимаются бизнесом, строительством, производством. У каждого человека есть талант, только кто-то за него цепляется, а кто-то махнул рукой. В любой настоящей работе 10 процентов таланта и 90 процентов труда.
Перелистываю толстые альбомы с фотографиями его моделей. «Судно — это произведение искусства. Оно будет жить где-то, и в нем мой труд, труд моих друзей, — размышляет мастер. — Как бы я хотел поставить на свои модели камеру и посмотреть, где они живут! В Америке, Индии, Анголе, в других странах, в российских городах. Ремонтом квартир, к примеру, занимаются сотни, если не тысячи человек в городе. А моделизмом — не больше двух десятков, я думаю. А в таких масштабах, пожалуй, в Рыбинске я один».
Марина Морозова