В годы войны Ярославская область стала одним из объектов внимания немецких спецслужб. Осенью 1941 года в районе Сонкова была обезврежена группа немецких десантников в составе 5 человек. А в начале 1942 года задержано 7 немецких агентов из числа советских военнопленных, в задачу которых входили разведка и диверсии в Рыбинске…
Прием агентов должен был осуществлять некто Фатеев, сын рыбинского лесозаводчика, сбежавший из советского заключения в Германию, откуда он был заброшен в Рыбинск весной 1941 года в качестве радиста. Первые агенты-парашютисты были выброшены на территории Ярославской области в начале 1942 года по заданию абверкоманды 104 с аэродрома в Пскове.
18 марта 1942 года в Рыбинске была арестована некто Н.В. Фомичева, сандружинница Калининского фронта, попавшая в плен и завербованная немцами. Она должна была поселиться в Рыбинске и вести диверсионную работу на предприятиях оборонной промышленности.
Рыбинск в планах «Цеппелина»
В одном из советских кинофильмов есть эпизод о заброске в Рыбинск группы завербованных немцами советских военнослужащих в рамках деятельности шпионско-диверсионного центра «Цеппелин», созданного в марте 1942 года в структуре СД как централизованный орган разведки и диверсий в советском тылу. Инициатива создания «Цеппелина» принадлежала начальнику внешней разведки Вальтеру Шелленбергу. А первым его руководителем с марта 1942 года стал оберштурмбанфюрер СС Хайнц Грефе. Одновременно он курировал институт Ванзее, занимавшийся изучением внутреннего положения в СССР. А в июле 1942-го возглавил отдел «Восток» в управлении внешней разведки СД, то есть фактически стал руководителем политической и экономической разведки против СССР. Акции «Цеппелина» проводились во взаимодействии с немецкой военной разведкой.
В марте-апреле 1942 года в районе Рыбинска и Ярославля был сброшен ряд разведчиков-парашютистов с задачей сбора сведений о частях Красной армии, поставках по ленд-лизу и работе военных заводов. Десанты формировались в основном из советских военнопленных, перебежчиков и представителей русской эмиграции.
Обратимся к хронике последующей заброски и обезвреживания немецких агентов в Рыбинске и прилегающих к нему районах:
1 СЕНТЯБРЯ 1942 ГОДА. С «Юнкерса-88» в районе деревни Красково Мышкинского района выброшено три агента-парашютиста из абвер-команды 104;
29 ОКТЯБРЯ 1942 ГОДА. С аэродрома в Пскове на территории Рыбинского района выброшено 3 агента-парашютиста абверкоманды 104 из числа бывших советских военнопленных. Добровольно сдались органам НКВД;
15 МАЯ 1943 ГОДА. В Ярославской области арестован немецкий агент, впоследствии под контролем НКГБ участвовавший в радиоиграх с немцами. По «легенде» для немцев «вел разведку в Рыбинске»;
20 МАЯ 1943 ГОДА. В Пошехон-ском районе выброшено 3 агента-парашютиста с задачей производства диверсий;
31 АВГУСТА 1943 ГОДА. В Мышкинском районе выброшено 3 агента с задачей разведки на железнодорожном транспорте;
28 СЕНТЯБРЯ 1943 ГОДА. Абвером в Пошехонский район было заброшено 4 парашютиста-диверсанта;
9 ОКТЯБРЯ 1943 ГОДА. С Псковского аэродрома в район села Арефино абвером было сброшено 4 парашютиста-диверсанта для проведения диверсий на участках железной дороги Ярославль-Рыбинск и Рыбинск-Бологое. Один сдался добровольно. Трое задержаны оперативной бригадой Рыбинского горотдела НКГБ;
21 ОКТЯБРЯ 1943 ГОДА. В Рыбинском районе выброшен агент-парашютист Абрамов. Направлялся в Ярославль для сбора сведений о воинских частях и работе железнодорожного транспорта. С этого же самолета в районе Арефина выброшен агент абвера Кузнеченков. Имел задание проникнуть в Рыбинск для сбора сведений о работе завода № 26;
14 ЯНВАРЯ 1944 ГОДА. У деревни Алферово Мышкинского района выброшено 2 парашютиста абвера с задачей взрыва Угличской ГЭС и разрушения линий электропередач. Для начала они отправились в Рыбинск для поиска сообщников из числа ранее судимых лиц, где и были задержаны;
12 СЕНТЯБРЯ 1944 ГОДА. В Брейтовский район к родственникам прибыл немецкий агент В.И. Нефедов, находившийся во всесоюзном розыске. Бывший военнопленный, завербованный немцами. Участвовал в карательных операциях. Арестован.
В феврале 1945-го в деревне Плюшкино Некоузского района был арестован некто А.П. Клух, финн по национальности. В июне 1941 г., будучи бойцом Красной армии, перешел к немцам, прошел курс диверсионной подготовки в полку спецназначения абвера «Бранденбург». Участвовал в карательных операциях. От немецкого командования имел медаль «За штурмовое отличие».
Выбросы немецких десантов на территории Ярославской области продолжались до августа 1944 года. С марта 1941 г. за весь период войны в Рыбинский и прилегающие к нему районы Ярославской области было заброшено не менее 37 немецких агентов, главным образом парашютистов. Всего в области за годы войны было арестовано 58 агентов-парашютистов.
Известно, что большую часть из них представляли завербованные немцами советские военнопленные. Многие добровольно сдавались в НКВД. А значительная часть остальных была выявлена с помощью местного населения. Этого не скрывали и сами чекисты. Директивы советских и партийных органов обязывали селян к содействию органам безопасности, начиная от работников колхозов и совхозов до лесной охраны и добровольных пожарных дружин. Фактически каждый совхозник и колхозник был добровольным агентом НКВД. Диверсанты хорошо понимали это. И не из страха перед наказанием они сдавались властям. А из-за нежелания служить немцам. А согласие на вербовку давали в основном, чтобы быстрее вырваться из плена. Но были и «сознательные». 6 немецких агентов в Ярославской области приговорены к высшей мере. Один убит при попытке сопротивления.
12 человек позже сотрудничали с органами советской контрразведки. Трое из них награждены орденами Красной Звезды.
Иван Кочуев, член Совета Рыбинского отделения ВООПИиК
Материал подготовлен с использованием документов Рыбинского филиала госархива Ярославской области