Вместе со специалистами администрации рыбинские депутаты искали способ вернуть во дворы и на улицы цистерны с молоком.
Во дворах и на улицах Рыбинска перестали торговать молоком из «бочек». Между тем цельное молоко из «коров» пользуется повышенным спросом у социально незащищенных слоев населения — стариков и семей, имеющих малолетних детей. Для разъяснения ситуации на заседание Муниципального Совета пригласили Элину Абрамович, начальника отдела потребительского рынка товаров и услуг.
Элина Александровна подтвердила: услуга востребована. До мая в городе работали 33 точки реализации молока из цистерн, в которых ежедневно отоваривались до тысячи человек. Местные производители в среднем продавали 3 тысячи литров своей продукции.
Право реализовывать молоко из бочек в разных районах города сельхозпроизводители получили в результате участия в аукционе, который проводила администрация Рыбинска. Последние торги состоялись в марте, победители получили возможность торговать свежим молоком до 1 апреля 2015 года. А 1 мая этого года вступил в силу технический регламент Таможенного союза, содержащий требования по безопасности продуктов питания. Теперь молоко в розлив можно продавать только на стационарных рынках и в имущественных комплексах с аттестованными местами, имеющими заключение санэпиднадзора.
Руководство отдела направило запрос заместителю губернатора Александру Шилову, курирующему вопросы АПК, с просьбой разрешить торговлю молоком хотя бы до 1 апреля будущего года, то есть до окончания срока действия договоров, заключенных по результатам торгов в марте. С условием, что будет проведена аттестация торговых мест. Пока вопрос находится на рассмотрении.
Рыбинские депутаты крайне негативно отнеслись к полученной информации.
— Скорее всего, на федеральном уровне лоббируются интересы крупных производителей молочной продукции, разных «домиков в деревне». Чтобы вместо свежего молока из цистерн люди шли за их дорогостоящей «долгоиграющей» продукцией, — предположил депутат Константин Долгов.
— Я согласен с Константином Алексеевичем. Почему квасом торговать можно, а молоком нельзя? Этим мы добьем сельхозпроизводителей, — заявил Шакир Абдуллаев.
В ходе обсуждения депутаты предложили восстановить мини-рынок на перекрестке улиц Блюхера и Куйбышева, но, по мнению Элины Абрамович, это не решит проблему, поскольку имущественный комплекс должен иметь ветлабораторию.
Нужно искать практический выход, например, закрыть глаза и не штрафовать, предлагали депутаты. Правила нарушаются сплошь и рядом. Люди ставят машины на газоны, выгуливают собак в неположенных местах и т.д.
— Нарушение чревато санкциями, — предупредила Элина Абрамович. — Для граждан сумма штрафа варьируется от 500 до 1000 рублей, для должностных лиц — от 3000 до 5000 рублей, для юрлиц — 10000- 20000 рублей. Наложить санкции вправе Роспотребнадзор и ветконтроль.
По ее мнению, выходом из ситуации может стать строительство новых рынков с ветлабораториями. Но депутаты попросили представителей администрации найти менее дорогостоящее решение. Возможно, достаточно будет приобрести передвижную ветлабораторию? Кроме того, народные избранники решили поддержать инициативу администрации и тоже обратиться к губернатору с просьбой продлить разрешение на торговлю молоком до 1 апреля 2015 года.
— Мы несколько раз обращались и к губернатору, и к его заместителю, и к директору департамента АПК, и в облдуму, к председателю комитета по аграрному комплексу, — говорит Леонид Буянов, директор ЗАО «8 Марта». — Обращались не одни, а вместе с руководством Рыбинского района. Ответ получили однозначный: торговля молоком в розлив разрешена только на стационарных рынках. Поскольку мы законопослушные граждане, то торговлю сырым молоком прекратили.
По результатам аукциона «8 Марта» имело 11 точек реализации своей продукции, расположенных на Скомороховой горе, в Копаеве и на Слипе. Несколько лет назад предприятие запустило в эксплуатацию оборудование по пастеризации и расфасовке молока и теперь успешно реализует свои желто-зеленые пакеты на рынках и в магазинах города. Поэтому оно не очень сильно пострадало в результате вступления в силу техрегламента Таможенного союза.
— 20 тонн сырого молока мы частично заменили пастеризованным, в пакетах. В объемах потеряли, но убытки понесли не такие большие, как другие производители, — пояснил Леонид Буянов.
— Если торговлю молоком с улиц полностью уберут, мы просто закроемся, — предупредил директор ООО «Свобода» Роман Чернов. — 42 человека останутся без работы, а найти другую в сельской местности невозможно. 12-15 тысяч рублей, которые они зарабатывают на нашем предприятии, мы можем платить только за счет торговли молоком.
А вот что нам сказал представитель небольшого хозяйства, не захотевший назвать своей фамилии:
— Мало ли чего. У нас такого документа (техрегламента Таможенного союза) нет. Был же аукцион, мы заплатили деньги, так что будем торговать. По моему мнению, вся политика сводится к тому, чтобы заставить нас сдавать молоко на «РАМОЗ», а там уже три года закупочные цены не повышались. Как три года назад принимали первый сорт по 15 рублей 70 копеек за литр, так и сейчас, при себестоимости больше 20 рублей. А сами почти за 40 рублей пастеризованное в пакетах продают. Торговля молоком населению — это единственное, что выручает наше хозяйство. Пока официальных документов не получим, будем торговать.
Так что в некоторых точках торговля свежим молоком продолжается. До поры до времени, надо думать. А что будет дальше с судьбой «железных коров»?