С 1 июля 2014 года в Ярославской области вырастут тарифы на услуги ЖКХ и пассажирского транспорта, а число получателей жилищных субсидий сократится.
О том, насколько новые тарифы облегчат кошельки жителей области, а также о других актуальных вопросах предстоящих перемен в отрасли жилищно-коммунального хозяйства рассказала заместитель губернатора Наталья Шапошникова.
Предельный индекс роста
— Законодательство снова поменялось. Напомню, в прошлом году, исполняя поручение президента, правительство РФ ограничило рост платы граждан за коммунальные услуги 12 процентами, в итоге жители области оплачивали в среднем 90% от реальной стоимости услуг (экономически обоснованного тарифа). Недостающие 10% возмещались управляющим компаниям или поставщикам ресурсов из областного бюджета, — уточнила замгубернатора. — С 2014 года введен механизм ограничения темпов роста платы граждан за коммунальные услуги. Установлено, что увеличение размера вносимой гражданами совокупной платы за коммунальные услуги не может быть выше предельных индексов.
Правительство РФ установило для Ярославской области средний базовый предельный индекс — 5,6% и предельно допустимое отклонение — 2,8%. То есть предельный индекс для Ярославской области составляет 8,4%.
Но и этот показатель по закону может быть превышен, если на это дадут согласие представительные органы муниципального образования (в Рыбинске — Муниципальный Совет). Именно к этому и призывал губернатор Ярославской области представительные органы 59 муниципальных образований, чтобы довести уровень оплаты населением коммунальных услуг до 100 процентов от их реальной стоимости (то есть установленных экономически обоснованных тарифов). В 49 муниципальных образованиях такое превышение было согласовано. Муниципальный Совет Рыбинска своим решением установил предельный (максимальный) индекс изменения размера совокупной платы граждан за коммунальные услуги в 10%.
С 1 июля 2014 года стоимость газа вырастет на 4,2%, электроэнергия — на 4,14%, для потребителей с электроплитами — на 3,94%, тепловая энергия — на 10,3%, водоотведение — на 19,1%, горячее водоснабжение — на 4,7%, холодное — на 15,1%.
Подробная информация о новых тарифах на услуги ЖКХ размещена на сайте администрации г. Рыбинска в разделе «Городское хозяйство».
Однако наши платежи реальной стоимости услуг ЖКХ в 2014 году не достигнут, поскольку установлены льготные тарифы на тепловую энергию, горячую и холодную воду, водоотведение, которые будут применяться при расчете размера платы граждан за коммунальные услуги. Разницу между льготным тарифом и реальной стоимостью услуги отныне будут получать из бюджета не управляющие компании, а напрямую ресурсоснабжающие организации. То есть из расчетов убирают лишнего посредника — управляющие компании, которые до сих пор не отличались высокой финансовой дисциплиной. До конца года на эти цели выделено 557 млн. руб.
Когда будем платить 100%?
— В течение 2015-2016 годов мы должны поэтапно перейти на 100% оплату населением услуг ЖКХ, — подчеркнула Наталья Шапошникова. — Одна из мер такого перехода — опережающий рост тарифов для населения перед тарифами ресурсоснабжающих предприятий. Для чего это нужно? Изменилась нормативная база тарифного регулирования, и если мы не перейдем на стопроцентную оплату услуг населением, у ресурсоснабжающих организаций не будет инвестиционных программ, то есть не произойдет обновления крайне изношенной инфраструктуры в сфере водоснабжения, водоотведения и отопления — это самая больная проблема в ЖКХ. Износ тепловых сетей составляет на сегодня 69%, водопроводов — около 70%. Модернизация сетевого хозяйства позволит технически повысить качество и надежность инфраструктуры и как следствие — снизить себестоимость услуг ресурсоснабжающих организаций.
Мы собираем информацию для разработки этой программы в целом по области. Хочу особо отметить Рыбинск — единственное муниципальное образование в регионе, где утверждена схема водоснабжения и водоотведения. Такие документы должны были появиться еще в январе этого года, но, кроме Рыбинска, никто их не представил.
Социальная норма на электроэнергию — быть или не быть?
— По социальной норме на электрическую энергию много вопросов, — пояснила замгубернатора. — Она введена в пяти пилотных регионах России, причем результаты пока отрицательные. Губернатор Ростовской области даже заявил о выходе из этого проекта, так как за один год после введения социальной нормы было получено более 64 тысяч обращений граждан с жалобами. Для правильного расчета и ее начисления требуется большое количество информации — по отдельным категориям населения, по видам льгот, по составу семьи. Мы создали рабочую группу с участием представителей федеральных структур и поставщиков ресурсов, которая анализирует существующие базы данных. Если ничего не изменится на федеральном уровне, то нужно готовиться к ее введению с июля 2016 года.
Тарифы на проезд
В Рыбинске установлены предельные тарифы на проезд в общественном транспорте: в автобусе — 18 рублей, в троллейбусе — 16 рублей, в маршрутном такси — 22 рубля. В действие они будут введены с 8 июля. По Ярославлю тарифы еще не утверждены, но в проекте — единый тариф 18 рублей на автобус, трамвай, троллейбус и маршрутку.
С чем связано повышение стоимости проезда? Львиная доля в составе расходов перевозчиков — зарплата, амортизация и топливо. При этом оплата труда водителей и кондукторов далека от принятого тарифно-отраслевого соглашения.
22% для жилищной субсидии
Сохранится ли в области положение, согласно которому семья имеет право на субсидии по оплате услуг ЖКХ, если общая сумма платежа превышает 14% совокупного дохода семьи, прозвучал вопрос от журналистов.
— К сожалению, с июля мы должны плавно переходить на федеральный стандарт, а это уже даже не 17, а 22%, — уточнила Шапошникова. — Получено письмо Минфина, в котором четко сказано: если регионы не выходят на федеральные стандарты, то прекращается выделение всех субсидий из федерального бюджета, в том числе по программе переселения из аварийного и ветхого жилья, программе энергосбережения и ряду других. А это для нас недопустимо. Мы планируем перейти на 22% в 2015 году.
Почему мы берем тайм-аут? Эти стандарты должны быть соизмеримы с нормативами потребления ресурсов. К примеру, взять трехэтажный дом старой постройки, при строительстве которого не использовались энергосберегающие технологии. Норматив потребления тепла в таком доме будет очень высокий по сравнению с современными многоэтажками. Поэтому нормативы должны быть едиными не по муниципальным образованиям, как сейчас, а по уровню благоустройства жилых домов. Эти технические нюансы надо будет учитывать, поэтому и не называется точная дата перехода на федеральные 22%. По этому поводу мы уже обратились со своими предложениями в Минрегионразвития.
Нам необходимо обеспечить адресную помощь малоимущим, чтобы она реально покрывала расходы на услуги ЖКХ, которые семья не может обеспечить. Важно минимизировать для граждан предоставление пакета документов и исключить предоставление субсидий должникам.
Что нам даст переход на федеральные 22% в расчетах субсидий? Сейчас годовой объем субсидий гражданам составляет 1,8 млрд. рублей. Мы предлагаем на 1 миллиард поддержать граждан, а 800 миллионов рублей инвестировать в модернизацию коммунальных сетей в рамках инвестиционных программ. Но вот парадокс — таких программ в области разработано и внедряется совсем мало. По холодному водоснабжению и водоотведению в 2014 году реализуются всего четыре инвестпрограммы. Еще есть шесть инвестпрограмм по теплу. И все.
Зима не за горами. А как дела с долгами?
— Есть проблема — топливная составляющая в себестоимости тепла. Если она больше 50%, то это тупик для теплогенерирующей организации. Перекос в росте тарифов на тепло и на газ привел к тому, что накопилась задолженность в 309 миллионов рублей, под которую у региона нет источника финансирования. Эта сумма начислена газовиками, но поставщики тепла не получили столько доходов. Мы проанализировали этот долг и обратились в «Газпром» с просьбой о рассрочке платежей на три года. Но получили отказ, так как есть указание премьер-министра Медведева до конца года полностью рассчитаться за поставленные ресурсы. В итоге мы предложили газовикам в счет долга взять газовые сети, на что получили предварительное согласие. До конца года «Газпром» должен приобрести первую партию газопроводов и газораспределительных станций.
Чтобы снизить уровень задолженности, создана межведомственная комиссия с участием силовых структур, органов исполнительной власти муниципальных образований. Еженедельно работаем с УК, передаем материалы на дополнительную проработку, если появляются сомнения, что УК не перечисляет средства, собранные с населения.
В Рыбинске эта работа проходит успешно, платежи поставщикам ресурсов составляют уже 98%. В городе были сверхпредельные задолженности по оплате газа у «Теплоэнерго», но это еще связано и с тем, что расчет идет по 1/12 и формируется кассовый разрыв в оплате за поставленное топливо. Подписан график погашения долгов, проведены переговоры по его реализации.
Реальный способ сократить задолженность — перейти на прямую оплату услуги по теплоснабжению поставщикам, минуя управляющие компании, многие из которых имеют уставной капитал в 10 тысяч рублей и не могут реально отвечать по долгам при банкротстве. Это тем более важно еще и потому, что уже есть проект закона о лицензировании управляющих компаний, 80% которых его просто не пройдут. Они это знают, а значит, используют все лазейки для того, чтобы потратить деньги нецелевым способом: за это в суде они получат лишь штраф, а не уголовную ответственность и обязательства по возмещению ущерба. К сожалению, в Ярославской области не сложилась судебная практика по дисквалификации руководителей УК за неоднократное нарушение в сфере управления, в ходе ремонта, содержания жилых домов, хотя фактов таких Государственная жилищная инспекция выявляет предостаточно. Одна из причин — очень слабая федеральная нормативная база.
Марина Морозова