Когда твои коммунальные проблемы решаются так долго, что, кажется, выход один — наводить порядок самостоятельно, не дожидаясь чужой помощи, не нужно опускать руки. Там, где тяжело добиться результата обычному гражданину, может помочь официальное лицо. Муниципальный жилищный инспектор Алла Тетюшкина продолжает помогать рыбинцам отстаивать их права на коммунальном фронте.
Прощай, плесень
Когда многодетная семья Светланы Давыдовой получила от города двухкомнатную квартиру, радости не было предела. Помещение первого этажа многоквартирного дома, где ранее располагался филиал библиотеки, стараниями городских служб было отремонтировано и показалось новым жильцам пределом мечтаний. Однако спустя какое-то время выяснилось, что у дорогого подарка есть один существенный изъян: в квартире стояла такая сырость, что заплесневели стены.
— После того как Светлана обратилась к жилищному инспектору, мы собрали совещание с участием всех сторон — УК, МБУ, «Жилкомцентр», ведь по сути квартира муниципальная и решение проблемы — это не только и не столько головная боль жильцов, сколько представителей администрации. Тем более что одной женщине ее было бы не решить — для того чтобы исправить недостаток, необходимо провести значительную реконструкцию в квартире. Дело в том, что раньше в данном жилом доме было печное отопление, после того как печи сломали и заложили кирпичом дымоход, перестал работать вентканал в санузле. Когда строители сделали капитальный ремонт, переоборудовав нежилое помещение в квартиру, наружные стены начали постоянно мокнуть, и вскоре внутри помещения завелась черная плесень. Естественно, как любая мать, заботящаяся о здоровье своих детей, женщина не стала мириться с существующим положением дел. В итоге рабочим пришлось разбирать стену в туалете, выдалбливать кирпичи, после чего вентиляционный канал вновь заработал. Теперь им предстоит восстановить стену, зашить гипсокартоном и провести обработку от грибка и плесени, — рассказывает Алла Тетюшкина.
Сделать все необходимое можно было намного раньше. Между тем потребовалось не только вмешательство жилищного инспектора, но и сотрудников областной государственной жилищной инспекции.
Алла Валерьевна уверена, все — и жильцы, и представители управляющих компаний — должны взаимодействовать в рамках действующего законодательства, но при этом не стоит требовать от коммунальщиков безоглядного исполнения своих требований. К примеру, в УК «Волжский» на обслуживании находятся жилые дома по улице Гончарова. Двухэтажки старые и, соответственно, коммунальных проблем здесь немало. В одной из них особую головную боль до последнего времени жильцам доставляли полуразрушенные ступени крыльца. Зимой пожилые люди боялись лишний раз выйти на улицу, дабы не поскользнуться и не покалечиться. Когда по настоянию местных жителей УК приступила к ремонту, встал вопрос о монтаже перил. Жители настаивали, чтобы были установлены поручни.
— Казалось бы, такая мелочь, но в документах, регламентирующих проведение подобного рода ремонтных работ, не говорится об обязательном наличии таких элементов, — уточнила Алла Тетюшкина. — Управляющая компания должна производить ремонт имеющегося имущества многоквартирного дома, а не заниматься самодеятельностью, придумывая, какие новые элементы здания необходимо установить. Если по проекту наличие перил не предполагалось, то, чтобы они появились, нужно получить согласие владельцев квартир, заказать необходимую документацию и, самое главное, собрать деньги на эти цели с собственников. Именно последний аспект вызывает возмущение граждан. Но они должны понимать, что средства, уплачиваемые по статье «содержание и ремонт жилья», УК не может тратить на любые цели — в противном случае это может привести к крупным штрафным санкциям.
Сколько насчитал счетчик?
Досконально изучить финансовые вопросы даже по одному многоквартирному дому — дело непростое. Вот, к примеру, жильцы многоэтажки по улице Свободы обратились к жилищному инспектору с просьбой разобраться, почему спустя два года после ввода в эксплуатацию общедомового теплового счетчика они все еще платят за тепло по тарифу из расчета 1/12.
— Это одно из первых обращений граждан по таким приборам, и в данном случае стоит вопрос о проведении документарной проверки. Напомню, процедура оснащения многоквартирного дома коллективным общедомовым прибором учета включает в себя не только проведение общего собрания собственников жилья, принятие соответствующего решения, представление протокола общего собрания в управляющую организацию. УК на основании 491-го постановления Правительства и положений договора управления многоквартирным домом обязана произвести установку прибора учета, для чего составляется смета, заключается договор с подрядчиком, далее дело за актами приемки выполненных работ и вводом прибора в эксплуатацию. В принципе, эти этапы общеизвестны, но далеко не всегда жильцы обращают внимание на один важный момент — на общем собрании они должны принять решение: либо они собирают деньги на счетчик дополнительно, либо, как в нашем случае, продолжают платить за тепло по тарифу, а разницу между суммой на оплату по прибору и суммой, оплачиваемой по тарифу, направляют на погашение стоимости установки счетчика, разработку сметы и всех сопутствующих работ. Некоторые жильцы дома полагают, что за два года они уже оправдали стоимость самого счетчика и его установки, между тем начисления по тарифу продолжаются. Как я уже говорила, в этой ситуации в первую очередь надо смотреть документацию. Не исключено, что в протоколе общего собрания записано, что люди будут продолжать платить по тарифу, в то время как вырученные дополнительные средства УК смогут тратить на ремонт жилья, благоустройство территории. Законом такой вариант не возбраняется, и если в свое время жильцы не очень внимательно ознакомились с положениями протокола общего собрания собственников и приняли его, не вникая в нюансы, то вполне возможно, все именно этим и объясняется, — отметила Алла Тетюшкина.
В данной ситуации остается только в очередной раз посоветовать — внимательно изучайте документы, от этого зависит толщина вашего кошелька.