новости 24 июля 2014

Под звуки колесной лиры

Гостьей июльского усадебника в ЭтноКузне Мити Кузнецова стала Наталья Сербина, исполнитель старинных украинских песен. Киевлянка путешествует по российским городам и весям с редким музыкальным инструментом — колесной лирой.

усадебникХуденькая женщина в ярком костюме старинного черниговского покроя — рубаха-вышиванка, красный головной платок и яркие бусы в несколько ниток на черной бархатной корсетке… Взяла в руки свой инструмент. И полетел над старыми липами Митиной усадьбы, над Иверскими куполами и суетой заволжской автотрассы особой красоты голос под непрерывное звучание колесной лиры с сочной живой мелодикой, с вековой хрипотцой монотонного фона. Казалось, пахнет он утренней росой на цветущих травах, свежей опарой на печи, черной пашней и потом лошади, идущей в борозде, огарком свечи у святой иконы, машинным маслом в колесах подводы, материнским молоком, пылью дорожной да церковным ладаном… Пахнет домом ее предков, живших в разных волостях Украины и России в 18-19 веках.
Наталья Сербина родилась в музыкальной семье потомственных скрипачей и пианистов. Окончила Киевскую консерваторию, аспирантуру и завершила работу над кандидатской диссертацией. Уже 19 лет этномузыколог ездит в экспедиции по деревенским окраинам своей родины, в российские регионы, где живет немало украинцев, в села Чернобыльской зоны в поисках старожилов, которые еще помнят бабкины напевы, колыбельные, казацкие и особые песни — псальмы. Именно их исполнение три года назад и заставило взяться за старинный инструмент, так Наталья стала единственной женщиной-исполнителем песенного и инструментального фольклора на колесной лире.
Ее концерт — неспешная беседа со зрителем, рассказ об истории создания лиры и музыкантах-лирниках, которые пошли из отставных казаков или раненых, часто слепых, вернувшихся из турецкого плена, которые уже не могли воевать и пахать, и зарабатывали на жизнь, играя на кобзах да колесных лирах.
В 18 веке лирники вдохновляли казаков на подвиги в войне с поляками, были они и придворными музыкантами, и бродили по сёлам, ярмаркам, пели у ворот монастырей — это самая многочисленная ветвь лирников, которую в тридцатые годы прошлого столетия практически уничтожили по указанию Сталина. Лишь единицы лирников до пятидесятых годов ходили по лесам и болотам Полесья, скрываясь от милиции. Были в старину среди лирников и женщины, в чем убедилась Наталья, отыскав их столетних внучек.
Откуда взялась на Украине колесная лира? Исследования, которые проводит Наталья, показывают одну из версий — лиру привезли европейцы из Польши, из крестовых походов. Изобрел инструмент, который назывался тогда органиструм, один из аббатов французского монастыря. Лира имела солидные размеры и предназначалась для сопровождения духовного пения. Играли на ней вдвоем: один музыкант крутил ручку, другой нажимал на клавиши, рождая звук, напоминающий орган. А когда стала лира спутником странствующих музыкантов Германии, Италии, Франции, Голландии, она уменьшилась в размере и прекрасно управлялась одной парой рук.
«Мне довелось общаться с лирниками Польши, Венгрии, Испании. У них инструмент более ходовой в танцевальной музыке, и в средние века звучал в кабачках и тавернах. У нас на первом плане голос, песня, а лира — только фон. Хотя позже лира появилась на свадьбах вместе со скрипкой», — рассказывает Наталья.
Пели в старину чаще за работой — в поле или когда пряли, затворяли тесто, вышивали. Почему же в ее репертуаре большей частью печальные песни, рассказывающие о трагедиях народа, страдавшего от войн, или о горе человека, чья дочь утопила в колодце новорожденного ребенка? «Веселых песен в украинском фолке мало — так сложилось исторически, но в этом его достоинство. В песнях — отражение реальной жизни, в которой радость мимолетна. Но, не прожив глубоко грусть, ты не испытаешь всю глубину радости. Ты выложил свою грусть в песне и освободился от нее. А разве старинные колыбельные в России не печальные почти все?» — отвечает Наталья.
Прозвучала серия казачьих песен, как эхо прошлых войн, вереницей закрутилась, как колесо подводы, чумацкая серия. Пели эти песни в старину чумаки — казаки, возившие соль на лошадях. Запомнилась песенная история юной Бондаревны, которую похитил пан Потоцкий для своих утех. Она повторила участь многих дивчин, увезенных панами и помещиками из родительских хат. Бондаревна сбежала, но нагнала ее погоня и убила. Заключительной стала песня о божьем человеке Алексее. Его бездетный отец выпросил себе сына у Бога. Женился тот и ушел из родного дома странствовать. А через 20 лет вернулся домой умирать — постаревшим и больным. Не узнали его родители, приняли не любезно, плохо покормили. Перед смертью Алексей признался, что он сын, и родители заплакали — что ж ты не сказал нам сразу. О чем эта удивительная песня? О любви и помощи к ближнему, кем бы он ни был для тебя — сыном или чужим человеком.
Об усадебниках в ЭтноКузне Наталья узнала из Интернета и поняла, что хочет приехать в Рыбинск. Написала Мите, предложила концерт.
«Мы никогда не были знакомы, и я не слышал ее раньше. А когда услышал, без всякого сомнения пригласил на наш усадебник, — рассказал, начиная концерт под открытым небом, Митя Кузнецов. — В прошлый раз здесь выступал ансамбль «Бело платно» из Сербии, братья-славяне, которые долго жили в условиях непрекращающейся гражданской войны.
А теперь вот эта ситуация в Украине. Таков наш мир, но выбор гостей усадебника не этим определяется. Кто-то держит в руках реальное оружие. А музыканты могут поддерживать мир на земле, лелеять в душах людей самые лучшие чувства. Некоторые рыбинцы как-то очень настороженно отнеслись к афишам, в которых увидели слова Украина, Киев. Появилось даже какое-то отторжение. Но его нельзя допускать, потому что это наша общая славянская культура, и не дай Бог идти на поводу у тех, кто развязывает войну, и начать друг друга пожирать. Культура несет всем человеческие ценности, именно через культуру народы близки вопреки войнам, развязанным политиками. На один из фестивалей в Россию пригласили большой музыкальный коллектив из Киева, но приехала только одна Наталья. Другие отказались, боясь применения санкций у себя на родине из-за российских концертов. Наталья не побоялась и отправилась в Россию, дает концерты во многих городах, несмотря ни на что. Как это ей отзовется, когда она вернется домой, мы не знаем. Так что выступления ее в России — это подвиг музыканта».
Наталья отложила в сторону лиру, когда стало совсем холодно и замерзли руки. Отогревалась горячим чаем из самовара в окружении зрителей. Снова разговорились — об ее экспедициях, исследованиях, о работе в ансамбле «Стрелы», которым она руководит. В 2011 году вышел сольный диск Натальи Сербиной «Ой вийду я на гору високу» по материалам экспедиций на Центральную Украину. Этот диск стал первым сольным альбомом исполнительницы аутентичного фольклора и первой записью псальмов в женском исполнении.
Конечно, зашла речь и о тревожных событиях на Украине. Что на душе сейчас при виде того, что совершается дома? «Только одно скажу, не обессудьте, — очень больно…» — сказала в ответ Наталья.

Марина Морозова

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме