Кухня, плита и вечное «порезать», «размешать», «растолочь», «не передержать»… Для одних это сущая мука, для других — обыденная последовательность манипуляций, выполняющихся на автомате. А для третьих — это и вдохновение, и путь к саморазвитию, и даже заработок. Екатерина Олейник — кондитер пусть не по образованию, но точно по призванию. Ее мастерской сладостей «Пралине» нет и года, однако сарафанное радио уже разносит по городу вести об этом сладком дебюте.
В нашем интервью конфетных дел мастер рассказывает о трендах в кулинарии, моде на сладкое и зачем ездить за ванилью в Париж.
— Катя, с чего началось твое увлечение кондитерским искусством?
— Сколько себя помню, я очень любила готовить. И это были не основные блюда, а что-то вкусное, необычное, чтобы побаловать своих близких. Потом это перешло в хобби. Бывает, возникает настроение, потребность душевная что-то приготовить. И потом я либо звала своих друзей на чашечку чая с пирогом, конфетками, пирожными, либо просто относила их на работу.
— Повезло же сослуживцам!
— Но теперь они скучают по тем временам.
— Они уже в прошлом? Почему?
— В январе этого года я задумалась: а что если хобби будет приносить еще и доход? На эту мысль меня натолкнули друзья. В Новый год я сделала для них маленькие сладкие подарки: каждому была предназначена своя индивидуальная коробочка, внутри которой было три вида печенья и три вида конфет, а как дополнение — высушенный цветок. Все оценили и угощения, и нестандартную манеру подачи, и сказали: «Катя, почему ты не занимаешься этим всерьез?» А действительно, почему?..
— И ты решила готовить сладости для других…
— Все произошло интересным образом. Однажды я проснулась в три часа ночи и поняла, что именно сейчас должна сделать первый шаг. И создала свою группу в сети «ВКонтакте» — «Мастерская сладостей «Пралине». С этого все и началось, дальше пошел черед праздников: 14 и 23 февраля, 8 Марта, когда людям хочется порадовать своих близких — и опять же не стандартными носками и гелями для бритья, а чем-то новеньким и приятным. Люди как-то узнавали про меня, пошли первые заказы.
— Реклама, пиар-акции, стратегический менеджмент — разве не в этом кроется успех всех начинаний?
— Ни рекламой, ни какой-то раскруткой своего сообщества я не занималась (хотя, наверное, стоит уделять этому больше внимания). Уже не первый раз убеждаюсь, что лучше всего работает сарафанное радио. Сейчас в группе более 200 человек, идет постоянный поток заказов — в основном от молодежи. Но самое интересное, что меня поразило, — около двух месяцев назад мне поступило предложение от флориста Тамары Виценя принять участие в проекте «Свадебная школа» — она любезно пригласила меня в качестве спикера на одну из «школ». Для меня это стало приятной неожиданностью!
Я рассказывала парам о трендах, как можно подать сладости на свадьбах.
— Наши читатели тоже будут рады, если ты поделишься.
— В крупных городах сейчас очень популярны свадьбы в европейском стиле. Люди стараются рассаживать гостей не «буквой П», а дать им свободу и возможность выбраться из-за столов. Поэтому востребованными становятся столы с закусками: захотел — подошел, попробовал. В том числе сладкий стол (он же кэнди-бар), причем не только на свадьбах, но и на других торжествах, вечеринках. Формат угощений — не громадный трехэтажный торт, а маленькие порционные сладости, красиво оформленные. Для девушек, заботящихся о фигуре, это особенно актуально. «Ах, я хочу маленькое пирожное или кураги с миндалем, а чуть позже — капкейк, например». Таким образом ты даешь право выбора своему гостю.
За границей, в Европе, популярны презенты из цветов с дополнением из сладкого. Манера дарить просто букет или коробку конфет уже кажется несколько банальной. А такой набор — это красиво и неожиданно. Ну какая девушка не обрадуется?
Еще один тренд — свадьбы, выдержанные в каком-то одном стиле. Тон может задавать определенная цветовая палитра: коралловая, лавандовая, мятная… Поэтому и лакомства должны соответствовать заданной цветовой гамме. 21 июня состоялся мой кулинарный дебют на свадьбе, для которой я готовила сладкий стол с конфетами, где доминировал цвет фуксии.
— Яркие цвета в пище чаще всего говорят о том, что в составе прячется ненатуральный краситель. А как же польза?
— Я стараюсь делать сладости только с использованием натуральных ингредиентов, без химических добавок, консервантов, красителей. Здоровье всегда на первом месте. Нам не нужны аллергия, высыпания на коже, тем более в такой день, как свадьба или день рождения. Кроме того, одни из частых заказчиков — это родители, которые хотят порадовать своих детей. За полгода я готовила угощения для пяти детских мероприятий, и это были очень трудные заказы в плане того, что сейчас у детей часто встречается аллергия на всевозможные пищевые продукты. Мои заказчики знают, насколько щепетильно я отношусь к ингредиентам, и уверены, что они безопасны. Однако найти такие в наших магазинах — большая проблема. Миндальную муку, марципан, натуральные ароматизаторы, даже натуральную ваниль (не тот искусственный ванилин, который предлагается на магазинных полках) приходится заказывать в Москве. Шоколад получаю по почте — только такой, каким пользуются профессиональные столичные шоколатье. А уж если я еду в отпуск или в командировку за границу, то увожу оттуда целые чемоданы, особенно из Парижа.
— Путешествия помогают сформировать багаж рецептов, получить кулинарный опыт?
— Когда приезжаю в новую страну, один из обязательных пунктов — посетить кафе и попробовать национальную кухню. Это очень важно. За границей я всегда ориентируюсь на качество выпечки, обычного хлеба — сразу можно сказать, какой уровень жизни в этой стране. Кроме того, живя в России, круг твоих навыков, опыта ограничен. А когда путешествуешь, то он становится шире, тем самым открываются новые горизонты, создается база, на основе которой можно экспериментировать.
Я была и в Азии, и в Европе — абсолютно разные культуры, разное понимание того, как должен проходить прием пищи, разная кухня из-за географических и климатических особенностей. Чувствуются различия даже в десертах. Во Франции, например, любят либо молочные сладости, либо приготовленные с использованием яиц. В Таиланде очень странные, на наш взгляд, блюда — это может быть рис со сладким соусом, с манго — невероятно вкусно, но абсолютно непривычно. В Греции чаще всего подают муссы, что-то с орехами. Турки предпочитают все пикантное, с приправами, специями. Египтяне имеют склонность к тортам, к очень-очень пышному и калорийному. В Сингапуре уклон на фрукты — карамелизированные или желе, муссы и смузи…
— Ты упомянула про эксперименты. Даешь названия десертам, которые изобретаешь сама? Наверняка уже есть какие-то фирменные «катеринки»?
— Кстати, можно подумать об этом! Нет, пока не придумываю названий, но уже пора, потому что объем кулинарных вариаций очень большой. Если приблизительно посчитать, то печенья где-то двенадцать сортов, конфет — более тридцати, пирожных — даже не представляю сколько.
— Есть ли в кулинарном репертуаре что-то для девушек, которые любят сладкое, но придерживаются диет?
— Да, обязательно. Многим нравятся грушевые кексы. Или морковные — минимум муки, очень полезные для фигуры, для кожи. И даже не догадаешься, что в составе овощи!
— Как удается совмещать основную работу с набирающим обороты хобби?
— В последнее время все сложнее.
Я тружусь менеджером по закупкам в отделе снабжения НПО «Сатурн», и эта работа мне тоже очень нравится. Но посыпавшиеся заказы отнимают много свободного времени, так что порой приходится стоять у плиты и по ночам, и в выходные, чтобы оправдать доверие клиентов.
— На данный момент уже достигнут желаемый размах или рассчитываешь на что-то большее?
— К чему я стремлюсь в будущем, так это открыть собственную пекарню. Сейчас мы с подругой разрабатываем бизнес-проект. Сама я хочу поучиться у мастеров-кондитеров в Москве, посетить курсы, мастер-классы за границей, во Франции в первую очередь. Я не хочу углубляться в ресторанный бизнес, потому что не чувствую в себе тяготения к обычному меню, душа требует вкусненького, мой интерес — это кондитерские, хлебобулочные изделия. Надеюсь, в скором времени мне удастся осуществить свой проект, свою мечту.
— Не боишься конкуренции?
— Нет. Пока ничего подобного в Рыбинске нет. Сначала все боятся, но когда кто-то один решился, это становится трендом. А для меня все новое как допинг, я люблю перемены. Потом, конечно, найдутся последователи. Конкуренция — двигатель прогресса, в котором есть элемент игры, соперничества, это подстегивает тебя быть лучше, сильнее и работает на результат.
— Изготовлением сладостей можно заработать?
— Да и еще раз да! Если уметь что-то и работать добросовестно, то любым делом можно заработать. Главное в каждом начинании — любовь и вдохновение.