Большой зал Новой хлебной биржи, где ныне располагается картинная галерея Рыбинского музея-заповедника, является одновременно местом проведения костюмированных балов, конференций, семинаров, церемоний бракосочетания, встреч с выдающимися соотечественниками и зарубежными гостями, здесь вручают паспорта юным россиянам и чествуют школьников-медалистов. Освещают торжества 164 хрустальных светильника двух огромных люстр, которые аналогичны люстре в фойе Эрмитажа.
Так утверждает рыбинец Владимир Степанов. Ему можно верить. В 1992 году, будучи заместителем начальника Рыбинского речного порта по строительству, Владимир Александрович возглавлял комиссию, осуществлявшую безвозмездную передачу этих люстр на баланс Рыбинского музея-заповедника.
По первоначальному замыслу, изготовленные на заказ люстры должны были освещать ресторанный зал речного вокзала. Рыбинские речники в ту пору находились на подъеме. Они успешно выполняли планы по транспортировке грузов, по строительству жилья и объектов производственного назначения, по пассажирским перевозкам на речных судах внутригородских, внутриобластных и межобластных линий. Люди получали достойную зарплату. Гордостью речников был двухпалубный плавучий вокзал-дебаркадер. Как говорится, большому кораблю — большое плавание, и Рыбинскому речному порту хотелось иметь своей визитной карточкой речной вокзал всем на диво. Историческое здание Новой хлебной биржи, которое пустовало несколько лет после переезда оттуда Пироговской больницы, для этого очень даже подходило. Начальник Рыбинского речного порта Николай Бурдаков получил на это одобрение областного партийного руководства и Министерства речного флота.
— Коллективом речного порта была проделана огромная работа по превращению этого здания в рабочий объект. Из него были вывезены сотни тонн мусора, различных медицинских отходов. Приведены в порядок кровля, полы, двери. Полностью освобожден большой зал под ресторан, там были устроены антресоли. Работы велись по проекту архитектурной мастерской института «Ленгипроречтранс, — вспоминает былое Владимир Степанов и тут же добавляет: — Для большого зала были разработаны и смонтированы две огромные люстры по аналогу с люстрой в фойе при входе в Эрмитаж.
«В связи с предстоящим открытием музея в здании бывшей Новой биржи просим передать в дар изготовленные по вашему заказу люстры в количестве двух штук» — с таким письмом 21 июля 1992 года обратилось руководство города к начальнику Рыбинского речного порта Николаю Бурдакову. Ответ был положительным. Спустя два дня был подписан акт о безвозмездной передаче на баланс музея двух люстр со 164 хрустальными светильниками общей стоимостью 60,7 тыс. рублей в ценах 1991 года. Об этом безвозмездном даре гласила памятная табличка в большом зале музея. Но теперь вы ее не увидите. Ее дальнейшее размещение руководство музея не посчитало целесообразным.
— Со временем изменилась концепция организации экспозиционной работы. В большом зале была организована картинная галерея. Памятная табличка, о которой упоминает Владимир Степанов, в данном случае оказалась не совсем уместной, — мнение директора музея-заповедника Сергея Черкалина.
Люстры, сетуют музейщики, чересчур энергоемкие. И даже сейчас, когда используются экономичные энергосберегающие лампочки, по возможности стараются не включать все светильники.
Но в особых случаях люстры светят ярко, освещая каждый уголок огромного зала. Конечно, хотелось бы, чтобы историческая справедливость восторжествовала.
И памятная табличка о царском подарке от речников вернулась на стены музейного зала.
Что тут сказать. искусство требует жертв. Красиво, но не экономно. Экономные светильники, не такие эффектные. Но в принципе можно найти люстры, которые и красивые и экономные.