В течение первого полугодия город заключил муниципальные контракты на 470 млн. рублей. Экономия по результатам торгов составила более 200 млн., то есть 30% от первоначальной цены. С такой эффективностью работают заказчики (подразделения администрации), деятельность которых курирует отдел муниципального заказа рыбинской администрации. Возглавляет его Роман Кагнер.
— Взамен системы распределения, существовавшей в советское время, в новой России начала формироваться система государственного и муниципального заказа. Вам довелось стоять у ее истоков?
— На самом деле история государственного заказа уходит в далекое прошлое. Еще в 1654 году царь Алексей Михайлович издал указ о подрядной цене на поставку в Смоленск муки и сахара, снизив стоимость продуктов за счет отмены пошлины. Потом был указ Петра I, другие законодательные акты. В новейшей истории с инициативой ввести конкурсные торги выступил Борис Ельцин, однако эта попытка больше была данью времени. Кардинально ситуация начала меняться в 2005 году с принятием закона № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Этим актом государство однозначно сказало, что государственные и муниципальные деньги должны расходоваться определенными способами и назвало их: конкурс, аукцион, запрос котировок и прямой договор. Прямой договор можно было заключить только на квартал, на один вид товара и не более чем на 100 тыс. рублей. При увеличении суммы до 250 тысяч рублей следовал запрос котировок, далее — аукционы и конкурсы.
— Вы возглавляете отдел с момента его основания, после того как 13 лет проработали в налоговой инспекции…
— Закон вступил в силу с начала 2006 года, и в том же году в администрации Рыбинска был создан отдел муниципального заказа. Поначалу никто из нас представления не имел, что это такое. Ни документов, ни опыта работы — ничего не было. Нам пришлось создавать совершенно новую нормативную базу, проводить первые запросы котировок, аукционы — сначала «молотковые», потом электронные. Кроме администрации, торги по закупке товаров и выбору подрядчиков должны были проводить все муниципальные учреждения. Их руководители назначили ответственных за проведение закупок, а нам пришлось консультировать их и оказывать методическую помощь. Кроме того, как уполномоченный орган наш отдел брал на себя наиболее значимые закупки. Такая децентрализованная система, когда каждый занимается своим делом, сохраняется и по сей день. Но с этого года мы не являемся уполномоченным органом, правда, теперь мы организовываем так называемые совместные торги в случаях, когда один и тот же товар, работа или услуга востребованы несколькими заказчиками.
— Наверное, нельзя сказать, что все эти годы процесс проходил гладко. Помнится, в 2010 году вы выявили попытку сговора при распределении заказа на ремонт спортивных залов в школах.
— Был такой случай. Весь объем работ тогда разделили на несколько лотов. Когда я подходил к месту проведения аукциона, увидел, что на торги пришли несколько руководителей строительных фирм и прямо в коридоре договариваются о том, кто пойдет в аукционный зал и какой лот «заберет». Когда начался аукцион, каждый из них претендовал только на один лот, который в результате «уходил» по первоначальной цене. Тогда и подтвердились подозрения, что участники вступили в сговор. Мы сообщили об этом в антимонопольную службу, которая возбудила дело, расследовала его больше года и все-таки привлекла нарушителей к ответственности. Тяжба в суде по этому делу, кстати, продолжается до сих пор — нерадивые заказчики пытаются доказать свою невиновность.
— Часто подрядчики пытаются действовать не совсем честно?
— Попытки сговориться, чтобы поднять цену, не так уж редки. В Рыбинске не так много возможных поставщиков и подрядчиков, и все они знают друг друга, созваниваются и договариваются о цене. Но недобросовестным поставщикам стало сложнее с введением электронных торгов. Первоначально каждое муниципальное образование проводило свои аукционы, размещая информацию только на своем сайте, потом появилось пять площадок, отобранных российским правительством, информация о торгах на которых содержится только на одном официальном сайте по закупкам — www.zakupki.gov.ru. На нем не договоришься и не сговоришься, могут заявиться для участия представители других городов и даже регионов.
— Электронные торги позволяют расширить число претендентов, но не ущемляют ли они интересы местных поставщиков?
— Я не согласен с этим. Да, на строительство, ремонт, на поставку товаров в Рыбинске стали претендовать ярославские, угличские, питерские и московские предприятия. Среди поставщиков товаров стало больше иногородних фирм, но заказы на строительство и ремонт в основном достаются местным предпринимателям. Ведь у иногородних застройщиков в Рыбинске нет работников, приходится прибегать к субподряду, а это не гарантирует соблюдения сроков и качества работ. Так что в целом до 50% исполнителей муниципального заказа по-прежнему остаются местными.
— Вы сказали, что многие работы выполняют предприниматели. Можно сказать, что система муниципального заказа содействует развитию малого и среднего бизнеса?
— Конечно. До 70% работ по муниципальным закупкам выполняют малые и средние предприятия Рыбинска, остальные — из других муниципальных образований области.
— В то же время с введением электронных торгов увеличился риск связаться с недобросовестными подрядчиками, которые снижают цену, определенно зная, что за эти деньги заказ не может быть выполнен…
— Чтобы исключить подобные случаи, с начала 2014 года введен в действие федеральный закон 44-ФЗ, в котором прописаны дополнительные антидемпинговые меры. В частности, для тех, кто безудержно опускает цену, увеличили сумму обеспечения заявки и обеспечения исполнения контракта. При многомиллионных муниципальных закупках это достаточно значимые цифры. В реестр недобросовестных поставщиков теперь будут включать информацию не только о фирме, но и о руководителе, а также об учредителе нарушившего договор предприятия. По замыслу законодателя, это должно исключить факты, когда одни и те же люди, чья фирма попала в реестр, создают вторую, затем третью и идут на аукционы под новыми вывесками.
— Закон усиливает ответственность исполнителей. А ответственность заказчиков? Обычно они грешат тем, что не спешат рассчитаться за выполненные работы.
— Ответственность заказчиков тоже усиливается. Например, срок, в течение которого необходимо рассчитаться с малым предприятием, ограничивается 30 днями. Заказчики должны создать контрактные службы или назначить контрактных управляющих. Чтобы усилить контроль за расходованием бюджетных денег, организовать несколько уровней муниципального контроля — ведомственный, аудит счетных органов (КСП), а с 2016 года вводится серьезный финансовый контроль. Информация по торгам должна размещаться в информационной системе, ее обязаны предоставить по запросу любой общественной организации.
— В результате должна быть создана открытая, эффективно работающая система муниципальных закупок. А какие результаты у вас сейчас за первую половину 2014 года?
— По результатам первого полугодия 2014 года мы заключили контрактов на 470 млн. рублей, экономия по результатам торгов составила 227 млн., то есть 30% от первоначальной цены в 700 млн. рублей. Примерно с такими же результатами был закончен и 2013 год.
Мы всегда радуемся, когда на торгах получаем экономию, потому что муниципальные закупки — это расходы бюджета на строительство детских садов, ремонт и строительство школ, новых дорог и домов, на благоустройство дворов и городских территорий, то есть на самые насущные нужды рыбинцев. Если мы экономим серьезные деньги, а 200 млн. рублей, я думаю, деньги немаленькие, это большая помощь городу, ведь на них Рыбинск сможет осуществить закупку дополнительных работ и услуг, необходимых жителям.