новости 8 августа 2014

О деловом — по-домашнему

Такой формат делового общения, когда животрепещущие вопросы из мира экономики и управления обсуждаются «без галстука» за чашкой чая, оказался весьма востребован и на редкость живуч. Рыбинский клуб «ЭКОР» («Экономика и Организация») отмечает свое 20-летие. Его бессменный руководитель Валерий Петровский рассказал, почему люди ищут живого диалога и критики, зачем бизнесу встречи со священником, и как не задохнуться без информации в пучинах интернета.

.....2013-3.p65Валерий Петровский стоял у самых истоков рыбинского экономического клуба. Он его отец, идейный вдохновитель, локомотив — как угодно, коим и остается на протяжении вот уже двух десятков лет. Все началось, как это часто у нас бывает, не от хорошей жизни. Определение лихих девяностых стало уже общим местом. Развал в экономике аукнулся и развалом в общении. Деловых встреч, вспоминает Валерий Владимирович, катастрофически не хватало. В дефиците оказалась не только колбаса, но и информация. И вот 27 июля 1994 года во дворце культуры кабельного завода собрались одиннадцать человек — в основном экономисты, финансисты, бухгалтеры, банкиры. Они, пожалуй, первые, кто ощутил на себе информационный голод.

И вот информационно голодающее Поволжье решило искать выходы из существующего положения самостоятельно.

— Нужно было искать новые аспекты и формы общения, — вспоминает Петровский. — Если раньше был единый политдень, где всех собирали, то тут все прекратилось. Вариться в своем соку было уже невмоготу. Экономика города была в тяжелом положении, у предприятий — не лучше, а организация клуба позволяла находить решения, как двигаться дальше, чтобы не стоять на месте.

Цель тогда была предельно проста — установить контакты: между предприятиями, с налоговыми органами, другими госструктурами.

— Я подсмотрел идею в Австрии — в Клубе Львов, куда меня пригласили в одной из командировок. Мне очень понравилась форма общения: после работы люди бизнеса встречаются на «нейтральной территории», без галстуков, не для отчетов и галочек, а для себя. Этот формат прижился и у нас. Никаких преференций члены клуба не получают. Сюда приходят только те, кому это интересно. Мы не искали выгодной карьерной дороги — кого-то устроить, пристроить. Наша идея нашла воплощение и в организации ещё одного объединения ярославского «Менеджер-клуба». Его руководитель, Юрий Мотлохов, кстати, также является и членом нашего клуба.

«ЭКОР» — проверенная дискуссионная площадка, где можно «обкатать» свою идею перед подготовленной публикой, узнать точку зрения экспертов по самым разным вопросам.

— У нас все очень живо происходит. Случаются и очень яростные споры. Как, например, вокруг переходной экономики. Приходили специалисты администрации, вместе обсуждали экономическую программу города. Свои точки зрения на предпринимательство представляли в свое время Борис Логинов и Александр Шилов. Когда снимали фильм о предпринимательстве Рыбинска, мы выступали экспертами, делали свои замечания.

Так как люди собираются не по указке свыше, им незачем кривить душой, они выкладывают все начистоту, задают вопросы, часто неудобные. Но затем сюда и приходят — чтобы услышать независимое мнение, критику. Или, к примеру, побывал я на семинаре по проверкам бизнеса прокуратурой — всем рассказал; приехал директор кожевенного завода из Монголии или главный редактор «Рыбинских известий» со встречи Путина с журналистами — собрались клубом, получили информацию из первых уст. В этом ценность такого общения.

Между тем экспертное сообщество «ЭКОР» никогда не было закрытым. На свои встречи практически сразу стали приглашаться специалисты — не члены клуба. Среди таких персон грата — заместители губернатора, руководители местной налоговой инспекции, Центра занятости, Торгово-промышленной палаты, представительства в странах Балтии и Белоруссии, ярославские специалисты в области экономической безопасности, маркетинговых исследований, повышения квалификации персонала, бережливого производства, управляющие банками, директора производств, приезжали австрийцы, американцы… и даже один раз был священник — отец Михаил.

— А почему бы и нет? Это же интересно — история собора, прошлое города! — на мой недоуменный взгляд живо реагирует Валерий Петровский. — Мы не замыкаемся — мы же клуб, нам важно не только профессиональное общение, но и живое, межличностное. Конечно, производственные вопросы — это основа основ. Но есть и другие темы. Если не знать свой город, свою историю, свой культурный климат, то такие руководители — плохие руководители. В свое время Александр Рыкунов, также член нашего клуба, рассказывал об археологии и о далеком прошлом рыбинской земли. Кстати, мы и сами периодически ездим на раскопки в Усть-Шексну. Общались со специалистами из музея А. Ухтомского, посещали музей ямщика в Глебово, интересовались палеонтологией — знаменитыми Глебовскими обнажениями… Темы у нас согласуются всеми членами — здесь у нас полная демократия. Например, в августе мы хотим пригласить руководителя городского управления культуры Марину Воронину. 2014 год назван Годом культуры, и нам интересно, что в городе в этой области происходит. Ну и будет повод для воспоминаний — двадцать лет назад, когда клуб только появился, встречи проходили во дворце культуры кабельного завода, а она тогда была его директором.

И если двадцать-пятнадцать лет назад экономический клуб был спасением от дефицита информации, то что движет «экоровцами» сегодня, в эру всезнающего интернета, и заставляет их собираться вновь и вновь? Не утратил ли клуб своих позиций?

Живучесть сообщества Петровский объясняет отсутствием «обязаловки» и теплой домашней атмосферой встреч:

— Ничто не заменит живого общения! Некоторые люди уже вышли на пенсию, но продолжают участвовать в жизни клуба, делиться своим опытом. Другой аспект — личные контакты были и остаются очень полезны при решении самых разных вопросов в бизнесе. Проблема дефицита информации, кстати, тоже не ушла полностью с приходом в нашу жизнь интернета. Я проводил специальное исследование, многие респонденты говорят, что даже в сети нет информации о малом бизнесе. Да ее море! Просто люди не знают, где искать. Почему бы на щитах социальной рекламы не разместить адреса полезных информационных сайтов? У нас призывов к интернет-порталам — единицы, и то это коммерческие структуры, — с ходу фонтанирует предложениями Валерий Петровский.

По его мнению, многие беды сегодняшней экономики происходят от нехватки прямых, неформальных контактов между деловыми людьми.

— Если кто-то мне скажет, что у нас крупный и средний бизнес общаются, я скажу — нет. У нас предприятия очень разрозненны, и часто первые не знают о существовании вторых. Спросите, для чего бизнес-гигантам нужны такие партнерские отношения? Но ведь перед большинством стоят такие задачи, как развитие, оптимизация производства. В то же время зачем крупным предприятиям содержать непрофильные направления деятельности, когда можно наладить сотрудничество с мелким бизнесом? — руководитель «ЭКОР» вообще считает, что сообществ, где бы встречались предприниматели, должно быть больше. Время доказало, что такой формат общения востребован и метит в долгожители, и с годами его популярность в деловой среде будет только прирастать.

На самые первые встречи «ЭКОРа» собиралось одиннадцать энтузиастов, за двадцать лет их количество выросло втрое. Двери экономического сообщества открыты для тех, «кому не все равно, кому интересно». Вместе с тем, как выражается Валерий Петровский, «у нас нет стремления, чтобы клуб «распухал». В «толпе» нет места диалогу, люди перестают слышать друг друга, а услышать каждого — это непременное условие и успешного бизнеса, личного и профессионального роста человека.

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме