новости 22 августа 2014

Мастер, оживляющий время

Владимир Шабаев затрудняется точно назвать свою профессию, но считать его часовщиком будет не верно. Часовых дел мастеров в Рыбинске много, но только он один сумел оживить куранты на колокольне Спасо-Преображенского собора, по которым рыбинцы уже восемнадцать лет сверяют время.

DSC_0507Вслед за Владимиром Викторовичем я поднимаюсь по сужающимся от яруса к ярусу винтовым лестницам и про себя считаю ступени. Двести шестьдесят четыре — столько деревянных ступеней ведут на верх колокольни с циферблатами часов на четыре стороны. Там, на 60-метровой высоте, рабочее место мастера.

На третьем ярусе сделали остановку. Присели, дух перевели. Это владения звонарей. Старшим среди них является Александр Михайлов, некогда сменивший денежную профессию экскаваторщика на благородное дело звонаря.

Пятиярусная колокольня высотой 94 метра и величественный храм, напоминающий обликом Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге, воспринимаются гармонично, как единое целое. Между тем колокольня построена на сорок семь лет раньше храма. Впервые звонари поднялись на нее в двунадесятый праздник Преображения Господня, храмовый праздник Спасо-Преображенского собора, 6 (19) августа 1804 года. Так что нынче в Яблочный Спас у колокольни юбилей — 210 лет. Сейчас в распоряжении звонарей одиннадцать колоколов производства Тутаевского колокололитейного завода Шувалова. Самый большой из них — благовестник — весит 5,2 тонны, или 325 пудов. Он был установлен на колокольне ярославской фирмой «Вершина» 21 декабря 2010 года. С этого дня восстановлен колокольный ряд образца 1814 года. Позднее колокольный ряд возглавили 16-тонный и 9-тонный колокола, а общий вес установленных на ней колоколов превышал 30 тонн.

DSC_0509В конце ноября 1929 года Спасо-Преображенский собор облеченные советской властью богоборцы закрыли, а колокола с колокольни сбросили наземь и отправили в переплавку. Слава Богу, не тронули наипервейший 140-пудовый колокол-благовест, отлитый мастером Алексеем Синцовым аж в 1780 году. Стараниями Владимира Шабаева колокол XVIII века час за часом отбивает время XXI столетия. Три малых колокола рядом с ним последовательно отбивают четверть, две четверти и три четверти часа.

Четыре колокола уцелели благодаря курантам. Словно нитями жизни они соединены стальными тросами с механизмом часов наверху, в небольшом помещении с иконами на стенах и набором необходимых инструментов на столе. Изумительный часовой механизм с валами, шестернями, грузами, втулками, молоточками и маятником отсчитывает секунды, минуты, часы, дни, месяцы, годы и века с 1896 года.

— Часы под хорошим присмотром еще триста лет прослужат, — не отвлекаясь от процесса наладки боя курантов за счет регулировки тросов, авторитетно заверил Владимир Викторович.

Дело тут не только в немецком качестве питерской фирмы Фридриха Винтера, которая специализировалась в дореволюционной России на изготовлении и установке башенных часов. В современной России сохранилось не более сорока механизмов знаменитого часовых дел мастера.

DSC_0526На стене рукой Владимира Шабаева сделана надпись о пуске курантов после многолетнего простоя — 15 сентября 1996 года. Куранты ожили спустя месяц после того, как в колокольне Спасо-Преображенского собора, возвращенной православной общине, возобновились богослужения. Первую Божественную литургию там провел архиепископ Ярославский и Ростовский Михей в сослужении с настоятелем Спасо-Преображенского собора протоиереем Григорием Гогишвили.

Именно отца Григория нужно благодарить за то, что он привлек к богоугодному делу по восстановлению курантов уроженца Самары Владимира Шабаева. Волей случая Владимир Викторович оказался в Рыбинске. Нуждался в работе. Вот его и порекомендовали настоятелю Спасо-Преображенского собора. Тот поручил ему починить куранты, которые не ходили аж с 80-х годов.

— Я осмотрел механизм и никаких серьезных поломок не обнаружил, — вспоминает Владимир Викторович.

Он очистил детали механизма от грязи и пыли, промыл их в керосине, нашел замену некоторым деталям, подыскал необходимые грузы, которые вместе с тросами обеспечивают действие системы колокольного звона, когда нужно пробить четверти часа и целый час. Заодно устранил дефект, допущенный мастерами при сборке курантов в конце XIX века.

Сделал дело — предъявил работу заказчику. Отец Григорий одобрил:

— Славно. Оставайся. Будешь обслуживать часы.

Договорились.

За восемнадцать лет много воды утекло в Волге. Стараниями столичного строителя-мецената Виктора Тырышкина был отреставрирован Спасо-Преображенский собор, полный чин освящения которого архиепископом Ярославским и Ростовским Кириллом состоялся летом 2007 года. В храме сменились два настоятеля. У обоих были и есть добрые отношения с мастером. Владимир Викторович прекрасно знает свое дело. Не было при нем серьезных поломок курантов.

Правда, в начале августа 2014-го случился у них недельный простой. Горожане, привыкшие сверяться по курантам, сразу заметили, что время на них остановилось.

Из-за изношенности деталей в механизме часов случился люфт.

— Нужно было валы шлифануть и по валам втулки сделать, — объяснил по-простому Владимир Шабаев причину «безработицы» курантов.

В ту августовскую неделю Владимир Викторович поднимался по винтовым лестницам на высоту птичьего полета чаще обычного. Как правило, он приходит туда один раз в три дня, чтобы завести вручную, с помощью рычага, механические куранты. Видимо, за счет такой физкультуры в свои 64 года выглядит молодцом. Когда он в отпуске или требуется куда-то уехать, то доверяет заводить механизм часов внуку Дмитрию — учащемуся Рыбинского речного училища, или же кто-то из звонарей выручит.

Уходя, на Соборной площади я по привычке взглянул на циферблат часов на колокольне, потом на наручные часы. Мои часы отставали от курантов на пару минут. Подвел стрелки своих часов, чтобы шагать по Рыбинску в ногу со временем.

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме