новости 10 сентября 2014

Кожевники готовы работать на полную мощность

Вот уже два года, как Россия является членом ВТО. Новые условия оказались серьезным вызовом отечественной легкой промышленности в целом и кожевенному производству в частности. Еще одним болезненным моментом долгое время оставалась утечка кожсырьевых ресурсов за рубеж и как следствие — дефицит на внутреннем рынке. И вот с 1 октября объявлен полугодовой запрет на вывоз сырья и кожаного полуфабриката. Что это изменит, и как обстоят дела на местах — в нашем интервью с директором ООО «Рыбинский кожевенный завод» Сергеем Обжориным.

DSC_8738— Сергей Алексеевич, введите в курс дел — чем сейчас живет ваше предприятие?

— ООО «Рыбинский кожевенный завод» специализируется на производстве так называемых  тяжелых кож крупного рогатого скота. В настоящее время ни один кожзавод не работает только в одном направлении, это означало бы гибель предприятия, и мы не исключение. Мы производим юфтевую кожу, которая применяется для обуви (рабочей и военной), подкладочную, шорно-седельную. Самая большая загрузка производства идет по линии ременной кожи и жестких кож.

— Кожевенный завод — среднее звено в цепочке между производителями сырья и обуви. Наверняка вам приходится бороться с теми же негативными процессами, с которыми столкнулись обувщики, как, например, сокращение госзаказов?

— Ну конечно. Раньше мы поставляли очень большой объем жестких кож, которые, в частности, шли на вкладные стельки в армейскую обувь. Сейчас объемы упали, и очень сильно — процентов на 70. Это связано с тем, что оборонка ушла от использования натуральной кожи, заменив ее на импортные материалы — полиуретан, полиэстер, картон и кожкартон. У нас принципиальная позиция по этому поводу. Мы считаем, что нужно возвращаться к своим производителям, что стельки должны быть из натуральных материалов. Так будет лучше, все это понимают. Но для того чтобы это сделать, нужно изменить техусловия для выпуска изделий. А с этим очень тяжело: процесс требует долгой и тщательной подготовки…

DSC_8743_1— Вступление в ВТО еще более усилило риски и угрозы для отрасли. Согласно обязательствам российской стороны в перспективе ввозные пошлины будут падать, что ставит отечественного производителя в очень сложную ситуацию. Какой выход из сложившейся ситуации вы видите?

— Да, в результате вступления в ВТО в первую очередь пострадала легкая промышленность. Нас ждет поэтапное снижение пошлин на импорт и доведение их до нулевых. Что можно сделать в такой ситуации? У нас есть определенные рычаги, которые могут сдерживать резкое снижение пошлин, обеспечить хотя бы временную заморозку этого процесса, если условия на внутреннем рынке того требуют.

— Отечественные обувщики жалуются, что сырье и полуфабрикат утекают также и через границы Таможенного союза, а конкретно — через Казахстан. На деятельности Рыбинского кожзавода это сказывается?

DSC_8740— Такая проблема существует. Сырье уходит в Казахстан, перерабатывается там до полуфабриката и уходит за границу, таким образом, для отечественных производителей оно уже потеряно. В настоящее время обсуждается возможность ввести запрет на вывоз полуфабриката за рубеж и в странах ТС. Белорусы в этом вопросе нас поддерживают, с казахами сложнее, но работа проводится. Казахстан практически не имеет производства готовых кож и обуви и не заинтересован в ограничении вывоза ресурсов, поэтому им нужны гарантии, что российский бизнес возьмет их полуфабрикат. Мы не против и готовы брать их продукцию по разумной цене.

— А если представить, что сырье перестало быть головной болью, есть ли возможности загрузить производство на полную мощность?

DSC_8746— Технические возможности по производству таких кож  у нас большие. Но проблема не только в госзаказе. На сегодняшний момент все предприятия, имеющие кожевенные производства, работают в основном на 50 процентов. Мы тоже свои объемы можем увеличить вдвое и перерабатывать до 500 тонн в месяц. Сейчас этот показатель колеблется в пределах 200-250. И связано это в первую очередь с нехваткой кожевенного сырья. Ситуация была такая, что шкуры, которые перерабатывались до полуфабрикатов, вывозились за границу в больших объемах, а на внутреннем рынке образовался дефицит. Этим вопросом Российский союз кожевников и обувщиков, куда входит и Рыбинский кожевенный завод, занимался более года. И вот наконец мы добились введения запрета на вывоз сырья, но и эта мера установлена как временная — пока только на полгода. Ее основной смысл в том, чтобы обеспечить сырьем нашу отечественную промышленность.

— Кожевенное производство неразрывно связано с мясной промышленностью. Сейчас на государственном уровне часто говорят о необходимости увеличения поголовья скота, особенно остро эта тема муссируется в свете отказа от импортного мяса. У вас какие-то надежды связаны с такими перспективами?

DSC_8749— Шкуры коров закупаем по всей России, начиная от Питера до Ростова-на-Дону, в Казани, Рязани, Красноярске, Иркутске. Цена сырья постоянно растет. За один килограмм веса доходит до 80-85 рублей, а это вместе с волосом, мездрой, остатками мяса. В основном поставкой сырья занимаются небольшие фирмочки. И качество товара иногда очень сомнительное. Культура хранения, первичной обработки кожевенного сырья страдает. Но в условиях дефицита предложения правила диктуют поставщики: хочешь — бери, не хочешь — другому отдам. Так не должно быть. И эти моменты уйдут, когда появится конкуренция среди сырьевщиков. Но, естественно, это не произойдет за год, скот нужно вырастить.

— А что можно сказать о конкуренции на кожевенном рынке. Рыбинская кожа способна конкурировать, скажем, с западной?

— Мы отгружаем продукцию отечественным обувщикам и заграничным. Поставляем кожи на обувные предприятия, выпускающие как военную обувь, так и гражданского назначения. На Западе нашей продукцией интересуется в основном Италия, это мировой лидер по производству обуви, потом — Испания, и сейчас к ним присоединяется Китай. Обувщики из некоторых других европейских стран также проявляют интерес. Так что можно утверждать, что рыбинские кожи конкуренцию выдерживают. Для этого на заводе установлено современное оборудование, позволяющее выпускать продукцию, отвечающую всем международным стандартам. Поскольку любая поломка приводит к нарушению отдельных свойств кожи и в итоге грозит браком, надежность оборудования очень важна. Все оно импортное, производства Италии.
У некоторых станков «жизненный цикл» невелик — порядка пяти лет, поэтому постоянно нужно вкладывать в обновление. В прошлом году заменили старый пресс на новый итальянский ценой в 100 тысяч евро. Приобретение этого года — отжимная машина, она еще дороже. Под эти закупки, конечно, берутся кредиты…

— Какие задачи вы ставите перед своим предприятием?

— Во-первых, увеличить объем производства. Мы рассчитываем, что до конца этого года удастся поднять эту планку процентов хотя бы на 20-30. Надежды связываем как раз с введением временного запрета на вывоз  сырья и полуфабриката. Дальше можно будет говорить и об открытии новых вакансий, повышении заработной платы. Сейчас на производстве занято порядка 150 человек, а при более благоприятных условиях число рабочих мест можно увеличить в полтора-два раза и решить кадровую проблему, которая особенно остро ощущается в летний период, когда за «длинным рублем» народ отправляется «колымить» на стройки… Кроме того, больше денег можно будет выделять на модернизацию производства. И, конечно, вырастут отчисляемые нами налоги.

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме