«Рыбинск. Взгляд» — именно так называется выставка, которая работает в Рыбинском музеезаповеднике. Этой небольшой, но очень интересной экспозицией вновь заявило о себе Рыбинское фотографическое общество, объединяющее людей разных возрастов, профессий, званий, взглядов на жизнь. Но все они говорят на одном языке фотографии — щедром в своем разнообразии, как великий и могучий. И часто неожиданном, непредсказуемом, неизменно удивляющем.
Так вышло и на этот раз — новая выставка составлена из фоторабот, в которых зритель увидел малознакомый Рыбинск, который мы просто не замечаем, потому что привязаны к общепринятым маршрутам, к наезженной своей колее, потому что смотрим под ноги, спешим, суетимся… А фотографы — особый народ, несуетливый, наблюдательный, не способный отказать себе в удовольствии побродить по старым дворикам в поисках неожиданных контрастов, лиц и сюжетов, архитектурной исторической графики, увидеть город с самых высоких крыш глазами птиц, забраться со штативом на пустырь у перекатов на Черемухе, чтобы заколдовать, затуманить ее течение длинной выдержкой или поймать на суперкороткой каплю дождя, как НЛО, выскакивающую из бездны городской лужи. Вы уже спите или чахнете в Интернете, а они рисуют огни ночного города, отраженного в Волге, огромную луну, зацепившуюся за мост.
А днем тихонько проводят время в засаде на городских улицах, ловя в кадр уникальные сценки, фактурные лица, отражения в витринах супермаркетов.
И вот он, город, в неповторимый миг его многовековой истории между прошлым и будущим. Миг, который вы тоже увидите, бродя по фотовыставке.
Андрей Краснов, Александр Дмитриев, Владимир Фролов, Павел Богданов, Анастасия Тараненко, Сергей Королев, Александр Рыбников и другие имена уже признанных мастеров фотографии звучат на этой выставке. Работы отобраны так, что удивляет каждая фотография. Волжский мост, затопленный волной, как предчувствие апокалипсиса. Павел Дерунов, уходящий широким шагом в распахнутое безграничное небо. Зеркала тротуаров, веселые флаги полотенец на веревках в старом дворике, спящие корабли в Льговце, словно огромные добрые слоны.
Дефакто Рыбинское фотографическое общество стало правопреемником знаменитого в дореволюционной России одноименного общества — уже много лет мастера фотографии собираются на свои традиционные субботние встречи, устраивают выставки, проводят мастер-классы и занятия в фотошколах. Деюре — пока нет, поскольку еще не завершена регистрация. Но один из организаторов общества Андрей Краснов уверен: Рыбинск остается особым фотографическим городом, каким он был во времена знаменитого Сигсона, сумевшего запечатлеть снежинки.
«В дореволюционном Рыбинске работали 5-6 фотоателье. И их плотность была выше, чем в любом другом городе страны и даже в столицах. Первыми освоили фотографию люди искусства — музыканты, актеры, художники. Овладеть ею тогда было очень не просто. Сегодня, когда технически фотография неизмеримо выросла, эта благодатная почва вдруг дала городу новое поколение талантливых авторов», — рассуждает Андрей Краснов, один из организаторов и авторов выставки.
А фотограф-любитель Владимир Фролов парирует: просто Рыбинск — технически грамотный город, он же физик и лирик, и в этом его особая фотографическая аура. Кто-то из коллег добавляет: еще и в том прелесть рыбинской фотографии, что она чаще всего рождается не с коммерческим замыслом.
Вы можете с этим соглашаться или поспорить, но, право же, стоит заглянуть в фойе музея-заповедника и увидеть другой Рыбинск, который нельзя не любить.