26 сентября в Рыбинск прибыл Кинопоезд ВГИК-95. В рамках необычной масштабной акции в театре кукол с молодежью города встретился Сергей Лазарук, руководитель Департамента государственной поддержки кинематографии Министерства культуры РФ, первый заместитель председателя Союза кинематографистов РФ, известный российский киновед, профессор ВГИК.
Год своего 95-летнего юбилея старейшая киношкола мира решила отметить масштабным турне, запустив по 15 городам России «Кинопоезд», пассажирами которого выступают знаменитые выпускники ВГИКа, актеры, педагоги и режиссеры. Акция стартовала из Ярославля, где прошло торжественное открытие, концерт с участием Елены Ксенофонтовой и Кирилла Плетнева, Никита Михалков провел мастер-класс для студентов Ярославского театрального института. На следующий день эстафету принял Рыбинск. Правда, сюда Сергей Лазарук приехал один. Перед встречей в театре кукол он побывал в частном музее «Нобели и Нобелевское движение», где одна из экспозиций посвящена кино, побеседовал с его хранителем Владимиром Рябым, а также с рыбинским киноведом и руководителем киноклуба «Современник» Борисом Крейном.
Любопытно, что необычный проект был придуман почти сто лет назад. Первый Кинопоезд ВГИК двинулся по стране в далеком 1919 году, в год основания первой в мире киношколы. И если сначала это была попытка привить бескрайней советской России новые социальные и культурные нормы, то у акции2014 задачи более широкие, говорит Сергей Лазарук:
— Показать, что ВГИК жив, что во ВГИКе работают ведущие мастера, такие как Вадим Абдрашитов, Карен Шахназаров, Владимир Меньшов, на актерском факультете большая плеяда кинематографистов старшего поколения. Мы также рады тому, что к нам все больше и больше приходят молодые педагоги, недавние наши выпускники. Сегодня у нас на разных факультетах обучаются порядка тысячи студентов.
Приглашая потенциальных абитуриентов, киновед отметил, что да, конкурс в старейшую киношколу большой, и поступить сложно, но вполне реально. Большая часть сегодняшних студентов, по его словам, приехала покорять столицу из глубинки, и лишь процентов двадцать — это москвичи и питерцы.
Темы, которые поднимались в ходе встречи, были сосредоточены не только вокруг ВГИКа, но и вокруг острых вопросов современного состояния российского кинематографа, новых отечественных лент.
— Я бы посоветовал посмотреть три новые картины российских режиссеров: «Две женщины» Веры Глаголевой, «Братья Че» Михаила Угарова — о непростых взаимоотношениях между братьями Чеховыми — и «Солнечный удар» Никиты Михалкова, в котором его лиризм семидесятых-восьмидесятых присутствует в сочетании с бунинскими «Окаянными днями».
Еще одна картина, достойная, по мнению Сергея Владимировича, внимания — «прозорливая и любопытная лента» «Арсенал» Александра Довженко о восстании киевских рабочих против Центральной Рады Украины незадолго после революции. Снята она, правда, в 1929 году, но актуальна именно в наши дни.
— Это фильм о становлении политической власти на Украине начиная с 1916-18 годов со всеми трагическими последствиями. Картина интересна не только с политической точки зрения, но и с кинематографической…
Кстати, о просмотрах. Жаль, что в этот раз в Кинопоезде не нашлось места для кино в Рыбинске. Ну хоть коротеньких учебных работ студентов-вгиковцев. Это было бы лучшей пропагандой московской киношколы среди молодежи. Впрочем, Сергей Лазарук обнадежил напоследок.
— Рыбинск — город, достойный своего фестиваля кино. У вас удивительный город, очень гостеприимные хозяева. Надеюсь, в следующий раз мы увидимся здесь уже на кинофестивале. Надо смотреть хорошее кино! — призвал он собравшихся.
Что ж, мы не против…