Учитель, педагог — для каждого из нас это человек, открывший что-то новое и неизведанное, тот, кто во многом повлиял на нашу дальнейшую судьбу, кого мы вспоминаем с благодарностью, добившись чего-то в жизни благодаря своим знаниям. Совсем скоро люди, для которых сеять разумное, доброе, вечное — ежедневная работа, отметят свой профессиональный праздник — День учителя.
Директор департамента образования Римма Брядовая считает, что как бы ни менялась наша жизнь, самыми строгими цензорами для учителей остаются их ученики — дети, которым хочется, чтобы педагоги все знали, были тактичны и мудры, приветливы и снисходительны. Об этом и многом другом мы побеседовали накануне праздника.
— Римма Александровна, известно, что к учителям в современном мире предъявляются очень высокие требования. Это объективная необходимость?
— Профессия педагога удивительна своей разноплановостью — она консервативна и революционна одновременно. С одной стороны, учителя должны отличать такие качества, как креативность, с другой — тактичность и толерантность, и самое главное — любовь к детям. Он обязан сделать так, чтобы на его уроках было нескучно, чтобы ученики с желанием приходили к нему в класс, видели в учителе друга и мудрого, доброго наставника. Без этого добиться нужных результатов практически невозможно. А результаты работы учителя — это результаты его учеников.
— Нам в этом смысле есть чем гордиться, ведь система школьного образования Рыбинска считается одной из лучших в регионе. Достижения наших школьников на областном и всероссийском уровнях очень высоки. Объясните в двух словах, в чем залог такого успеха?
— Боюсь, что в двух словах не получится, потому что за всеми достижениями стоит работа педагога, а подчас и целого коллектива. На сегодняшний день в Рыбинске в системе образования работают 4 905 человек. Обучают и воспитывают юных рыбинцев 2860 учителей, воспитателей, педагогов дополнительного образования. Результативность работы учителей подтверждают результаты Единого государственного экзамена и высокая конкурентоспособность наших выпускников при поступлении в высшие учебные заведения.
В 2014 году выпускниками-стобалльниками стали одиннадцать ребят из четырёх школ города. Их имена звучали уже не раз, и сейчас мне хотелось бы назвать педагогов, которые помогли достичь блестящих результатов. Это заслуженный учитель РФ Наталья Коптелова, работающая в лицее №2. Директор школы №27, учитель русского языка и литературы Светлана Кабанова, которая является примером для подражания не только для своего коллектива, но и всех педагогов города. Приятно, что к высоким результатам учеников приводят педагоги, которые совсем недавно были в ранге молодых специалистов. Учитель русского языка и литературы из школы №27 Екатерина Зеленкова — одна из них. В школе №1 под руководством почётного работника образования, учителя русского языка и литературы Светланы Петровой подготовили троих выпускников, набравших максимальный балл по ЕГЭ. Отдельно хочется поблагодарить учителя химии школы №10 Ольгу Тарабухину.
— В минувшем году лицей №2 вошел в топлист 500 лучших школ России. Насколько мне известно, в этом году результаты еще лучше…
— Да, и в этом году в список «Лучшие школы России», обеспечивающие высокий уровень подготовки выпускников в 2014 году, вошли два образовательных учреждения Рыбинска: лицей № 2 и СОШ № 1 с углублённым изучением английского языка. Но и это не все достижения. «Учительская газета» опубликовала перечни лучших школ России, составленные московским Центром непрерывного математического образования. Впервые были представлены рейтинги профильных школ, а также олимпиадный топ из 200 образовательных организаций Российской Федерации. Среди учреждений, обеспечивающих высокие возможности развития талантов, вновь лицей №2. Это образовательное учреждение вошло и в рейтинг 100 лучших профильных школ, обеспечивающих высокий уровень подготовки выпускников по шести профилям: биолого-географическому, биолого-химическому, математическому, социально-гуманитарному, физико-математическому и физико-химическому. В этом же рейтинге свое почетное место заняла и школа №1 — специалисты оценили высокий уровень подготовки школьников по филологическому направлению.
О достижениях наших образовательных учреждений, и не только школ, говорить очень приятно, тем более что поводов предостаточно. Так, национальной премии «Элита российского образования» в номинации «Лучшая образовательная организация — 2014» был удостоен детский сад №70. Примечательно, что в прошлом году это звание также досталось нашему дошкольному учреждению — детскому саду №106.
От школ и детских садов не отстают и учреждения дополнительного образования. Если оперировать сухими цифрами статистики, то за последнее время они 49 раз добивались самого высокого результата на международном уровне, 177 раз признавались лучшими в масштабе всей страны.
Работать на результат — одно из качеств хорошего педагога. Именно здоровое честолюбие во многом двигает систему образования вперед. Судите сами, в 2013-2014 учебном году 37 наших педагогов были награждены государственными наградами, 385 — отраслевыми. Порядка сорока человек стали победителями, лауреатами и дипломантами всероссийских, региональных и муниципальных конкурсов в сфере образования.
Улучшать свою работу педагогов подстегивают и законодательные инициативы.
В октябре 2013 года утверждён Профессиональный стандарт педагога, в котором указаны конкретные трудовые действия, необходимые умения и знания по каждой из обобщённых трудовых функций специалистов, работающих в системе общего образования. Данный документ является своего рода ориентиром для разработки программ профессионального развития педагогических кадров. У нас эта работа уже началась. Также до 2018 года в повседневную практику педагогов войдет и эффективный контракт — система стимулирования кадров на достижение эффективных показателей работы учреждения. Его ценность в том, что критерии, показатели разрабатываются учреждением самостоятельно, носят открытый характер для педагога, и каждый может сориентироваться и спланировать свою деятельность.
— В этом году в школы города пришли тридцать новых педагогов. Как они зарекомендовали себя?
— Действительно, в этом году в наши ряды влились 32 молодых педагога. В прошлом их было больше — пятьдесят. Эти люди сделали осознанный выбор и готовы работать, хотя отлично понимают, что легко не будет. Полагаю, что чем быстрее они добьются первых успехов, проявят себя, тем скорее пройдет период адаптации. Здесь очень большую роль играет поддержка директора и педагогического коллектива образовательных учреждений, где появились новички.
О том, что немало выпускников педагогического вуза хотят посвятить себя работе в школе, говорит и то, что недавно в городе появилось сообщество молодых педагогов. Понимая, что для системы образования актуальными вопросами являются кадровая политика, качество образования и вопрос престижа профессии, мы планируем различные мероприятия с привлечением молодых специалистов. Попробовать свои силы и похвастаться достижениями они смогут на ежегодной ярмарке вакансий, где презентуют свои детские сады и школы, расскажут о них студентам. Для будущих коллег молодые педагоги планируют провести конкурс «Я — будущий учитель».
— В какой мере новые кадры помогли решить проблему дефицита педагогов в школах?
— Скажу о ситуации в системе образования в целом. Удивительно, но факт: в этом году мы впервые за последнее десятилетие можем делать выбор между кандидатами на должность воспитателя при устройстве в детский сад. Вакансий нет. Все места заняты.
После недавнего пополнения в школах тоже вакансий немного — не хватает шестнадцать человек, в дополнительном образовании требуются два педагога.
Понимаю, что желание работать в школе или детском саду далеко не всегда напрямую зависит от материального вознаграждения, но все же этот момент является важным. В 2013 году дважды производилось повышение заработной платы педагогическим работникам детских садов и школ, в результате на сегодняшний день ее средний уровень сопоставим со средней заработной платой по экономике Ярославской области.
— Очень важно и то, в каких условиях приходится работать педагогам. Не секрет, что одними из основных остаются проблемы высокого процента износа ряда школ, необходимости совершенствования материально-технической базы?
— Эти проблемы действительно актуальны. Материально-техническое состояние зданий и помещений школ и детских садов является одним из показателей качества муниципальной системы образования. За последние годы нам удалось отремонтировать спортивные залы и пищеблоки, оснастить школы интерактивным оборудованием, создать дополнительные места в детских садах. Проведен капитальный ремонт двух школ №№26 и 10, сейчас работы идут в средней школе №11 в Копаеве, к которой будет пристроено помещение спортивного зала. Причем мы понимаем, что на современном этапе полноценный ремонт невозможен без мероприятий по повышению энергоэффективности зданий. Благодаря такому подходу в образовательных учреждениях (прежде всего, я имею в виду СОШ №№10, 26, 32, гимназию №18, детский сад №6, дошкольные учреждения при школах №№24 и 36) удалось добиться снижения тепловых потерь на 40%.
Самое главное — детям в любое время года, и в первую очередь зимой, в школах и детских садах комфортно и тепло. На достигнутом мы не собираемся останавливаться, и для того, чтобы продолжать внедрять энергоэффективные технологии в сфере образования, регулярно участвуем в специализированных форумах и проектах.
— И напоследок, чего бы вы хотели пожелать своим коллегам — педагогам в преддверии профессионального праздника?
— Конечно же, самого главного в этой жизни — доброго здоровья, мира, благополучия. А также неустанного поиска истины, взаимопонимания в коллективе и любознательных учеников, которые даже спустя много-много лет будут вспоминать их с благодарностью.