Мир должен узнать, какой красивый у нас город, — решили программисты из РГАТУ — аспирант Олег Большаков и студенты Николай Смирнов и Сергей Смирнов. Ребята отсняли завораживающий ролик в технике хайпер-лэпс и отправили на всероссийский конкурс «Интерактивная карта России», победитель в котором определяется путем свободного онлайн-голосования.
То есть каждый интернет-пользователь может поддержать наших участников. Шансы на победу реальные — на данный момент Рыбинск по количеству голосов удерживает лидерство, опережая даже белокаменную.
На Интерактивной карте России (http://rus-karta.ru) точками обозначены города, откуда прислали ролики. Видео с Рыбинском — одно из самых популярных. Оно и вправду удивляет. Вроде знакомые улицы, но смотрятся они свежо и как-то невероятно динамично — благодаря интересной подаче. Город в движении, он живет, меняется и заряжает своим ритмом зрителя. Наверное, у тех, кто по каким-то причинам уехал из Рыбинска, после просмотра этого видео обязательно возникнет желание сюда вернуться, а у тех, кто никогда не был, — взять отпуск и махнуть на недельку в уютный волжский городок — с красивой набережной, на которой пасутся стада солнечных зайчиков, со стройными церквями, «пряничным» зданием музея, зелеными шумящими парками и взрывающими небо фейерверками по праздникам.
Техника тайм-лэпс придает видео особую магию. По сути, это не совсем видео, а множество фотографий, снятых с определенным интервалом (time lapse — «промежуток времени») и потом склеенных в единое целое. В итоге — неподражаемый эффект ускорения движения в кадре, помноженный на качество картинки, какого невозможно добиться при использовании даже суперсовременной видеотехники. Кроме того, фотография открывает колоссальные возможности для последующей обработки, в том числе цветокоррекции, получения живых, сочных цветов.
— В глобальном масштабе жанр очень молодой, он приобрел популярность в России где-то в начале 2010-х, — рассказывает главный вдохновитель съемок ролика о Рыбинске Олег Большаков. — Ведь для того, чтобы снять качественный хайпер-лэпс, достаточно и недорогого фотоаппарата. Любительская техника позволяет сделать видео профессионального качества за счет того, что съемка идет буквально покадрово. Сейчас в интернет заливается множество роликов о разных городах России. Мне захотелось увидеть что-то подобное о Рыбинске, стал искать — ничего нет. И тогда я подумал, почему бы самому не сделать такой ролик? Нашел единомышленников среди студентов факультета радиоэлектроники и информатики, которым эта идея тоже показалась интересной.
Желание представить город во всей красе было у программистов огромное, а вот опыта работы с фото- или видеоматериалами — совсем никакого.
— Представьте, год назад у меня еще даже не было своего фотоаппарата. Я не знал, что такое экспозиция, выдержка и как эти параметры влияют на фотографию, — признается Олег.
Словом, постигать науку тайм-лэпса ребята начали с чистого листа, всему учась на ходу.
— Естественно, делали много ошибок. Несмотря на это, у нас мало материала ушло в корзину, просто потребовалось больше времени на постобработку. А это длительный процесс. Из расчета того, что в одной секунде 25 кадров, то в ролик длиной чуть более двух с половиной минут вошло 3750 кадров. Для их обработки я использовал пять программных пакетов.
Несмотря на недостаток практики, новички тщательно подошли к планировке съемок. Ведь в этом — залог успеха, говорят бывалые тайм-лэпсеры.
— Заранее определяли объекты, искали точку съемки, думали, в какое время и с какого ракурса место будет выглядеть наиболее выгодно. Например, хотелось снять Георгиевскую церковь так, чтобы тени не закрывали архитектуру, а за все лето выдалось всего два подходящих дня. Нужно успеть поймать свет, поэтому часто время съемок рассчитывается до минут.
Некоторые отрезки сняты в более сложной технике — так называемой хайпер-лэпс. Это, можно сказать, высший пилотаж. Мы, зрители, замечаем эффект, будто камера движется по рельсам, то отдаляясь от объекта, то взмывая ввысь и концентрируясь на деталях, то облетая его вокруг. Однако на самом деле никакой специальной аппаратуры любителями не используется. Только кусок мела. С его помощью тайм-лэпсеры размечают равные отрезки, на которые оператор передвигает штатив по заданной траектории. Потом, на этапе обработки, удается стабилизировать изображение и получить эффект плавного скольжения — с видеокамерой такого не добиться.
За удачными кадрами ребята поднимались на крыши и колокольню собора, ловили ускользающие лучи закатного солнца на зеркальных фасадах и первые всполохи вечерних фонарей в отражении мокрого асфальта. В круг интересных мест Рыбинска они включили не только объекты из туристического проспекта, но и детские сады, школу, которые заиграли яркими красками после ремонта.
И, конечно, музыка, она задает настроение и динамику ролику и, по словам Олега, должна отражать ритм жизни Рыбинска.
— Ритм нашего города мне очень по душе. Он более творческий, здесь больше возможностей для спокойного времяпрепровождения, когда думаешь не только о карьере, — говорит автор ролика.
И добавляет:
— Для нас, людей, которые никогда раньше ничем подобным не занимались, это было как минимум очень интересно!
Теперь возможность оценить дебют рыбинцев есть и у нас. Нужно только зайти на сайт всероссийского конкурса http://rus-karta.ru. Проголосовать за ролик очень просто — через аккаунты соцсетей. дополнительной регистрации не требуется. С одного аккаунта разрешается ставить лайк каждые 24 часа. Голосование продлится ровно месяц — с 10 октября по 10 ноября. Победителями конкурса станут три участника, которые наберут наибольшее количество голосов интернет-пользователей.
Особая номинация — «Выбор «ВКонтакте», здесь предлагается проголосовать за понравившийся ролик на страничке конкурса в данной соцсети, но уже только один раз. Среди наших конкурентов — Москва, Глазов, Южно-Сахалинск, Самара, Сочи, Санкт-Петербург — всего 15 больших и малых городов России. И это как раз тот случай, когда победа зависит от активности каждого из нас! Проголосовать не трудно, но как здорово, если Рыбинск на Интерактивной карте России будет отмечен не просто точкой, а звездой победителя, и соответственно, к таким городам внимание притягивается в первую очередь.